БЕЗ МОЛИТВЫ МЫ НИЧТО!


Как-то осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Батюшка остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: эти беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени даже просмотреть записи. У нас шла работа над толкованиями псалмов. Только теперь я начала слушать беседы и готовить к публикации. Прежде всего — размышления отца Георгия об утреннем молитвенном правиле.

Батюшка часто повторял:

— Без молитвы мы ничто!

Сегодня мы продолжаем вместе с отцом Георгием размышлять над молитвой Святому Духу.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 (Продолжение. Начало в №№ 10—11. 2021, № 1—2. 2022)

Дальше в молитве идёт такое обращение к Духу Святому: и жизни Подателю. Мы можем только угашать в себе высоту, красоту жизни. Прежде всего — гордостью, неверием, порочными склонностями, дурными мыслями. В нас меркнет свет. А Господь говорит: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 23).

Тьма существует сама по себе. А в человеке она появляется, когда гаснет его светоч разума, светоч души. Если мы находимся во тьме невежества, неведения, то и дальше вступим во тьму. Нужно, чтобы в нас возгорелся светильник. Но кто его снова зажжёт? Только Господь. Он даёт избыток жизни, благости, радости.

Люди, вкусившие благодать Святого Духа, никогда об этом не забывали. И всегда чувствовали истинность слов апостола Павла: «нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуется; мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем» (см. 2 Кор. 6, 8—10).

Христиане были гонимы — и благословляли гонителей. Несли истину, не отвечали на ругань, за всех молились. Почему? Их наполняла благодать Святого Духа.  Со стороны на христиан шла злоба, но они знали: зло — это лишение добра. Ущербное состояние. Там, где присутствует Дух Святой, всё расцветает. В жизнь приходит избыток радости, света.

Пророк Давид говорил в псалме: праведник подобен дереву, посаженному у источника воды (см. Пс. 1, 3). Дух Святой составляет радость его жизни. И в Священном Писании Дух часто называют Источником живой воды, текущей в вечность. Спаситель Христос так и говорил: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Евангелист Иоанн Богослов добавлял: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 38—39).

Дух Святой — живая вода, Источник и единственный Податель жизни. Его силой — через Отца Небесного и Сына Единородного — мы обрели жизнь.

Когда рукополагают священника, читают молитву, где призывается Святой Дух: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи». В человеке есть вера, но есть и оскудение. Дух восполняет  силы священников там, где они угасают. И мы обращаемся к Нему: жизни Подателю.

Очень важны заключительные слова этой молитвы:

Прииди и вселися в ны,

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Мы не просим Дух, чтобы Он освятил нас. Нет, у нас иная просьба: вселися в ны. Что это значит?

Жизнь человека без благодати Духа Святого будет подобна жизни животных или органического мира. Мы испытываем потребность в том, чтобы сопричастность Духу у нас никогда не нарушалась. Поэтому молимся: приди и вселись в нас. Восполни Своё творение — умирающее, оскудевающее. Ты придёшь — и нам ничего не страшно, никакие скорби.

Многие одухотворённые люди пребывали в состоянии, о котором говорил апостол Павел: если ветхий человек во мне истлевает, то появляется новый, созданный по Богу (см. Еф. 4, 22—24). Обновление Святым Духом происходит, когда Он вселяется в нас и даёт Свои откровения сердцу, совести. Живое общение с Ним преображает людей.

Мы не можем жить без воздуха, воды. Должны постоянно дышать, утолять жажду. Дух подобен дыханию: я Им дышу — и за счёт этого живу. Дыхание необходимо мне каждое мгновение.

Но вселяется Он в человека предочищенного. Сами мы никогда не сможем дойти до такой чистоты. Дух Святой очищает душу. Поэтому мы просим Его: и очисти ны от всякия скверны.

Всякая душа Духом Святым живится и чистотою возвышается. Так поётся в воскресном тропаре. Таинственно «светлеется троическим единством». И происходит предочищение, приготовление души. Дух вселяется в неё — и человек становится храмом. Апостол Павел говорил об этом: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19). Какие интересные прямые слова!

В храме нет портретов общественных деятелей, знаменитых людей, достойных уважения и человеческой славы. Все их регалии, достижения — вне храма. Что же присутствует в нём? Только священные образы, священнодействия и молитвы. Храм — дом молитвы (см. Мф. 21, 13).

Молитва Святому Духу построена на глубоком христианском учении. Поэтому мы молимся, чтобы тело стало храмом и Дух жил в нас. Хотим чувствовать Его дыхание и насыщаться чистыми молитвенными образами.

Последние слова молитвы освещают конечную цель нашей жизни — спасение: и спаси, Блаже, души наша. По учению святых отцов, спасение — совместное дело человека и Бога. Если мы возжелали пути спасения и всеми силами стремимся к нему, Господь отвечает нам — и в единстве воли Божественной и человеческой спасение совершается.

В молитве говорится о душе. Тело всё равно ляжет в землю, из неё оно и взято. А душа надеется войти в обители небесные, и для этого ей нужна брачная одежда. Великим постом поётся: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Дух Святой даёт нам возможность облечься в брачные одежды. Это таинственное царское одеяние, свойственное Небесному Царю.

Отец Георгий несколько раз повторял: в молитве должен участвовать весь человек: ум, душа, тело. Поэтому молитвы лучше читать вслух. Вот и на беседах он предлагал «ученикам»:

— Можно взять молитвословы и следить по ним за текстом. Если сосредоточить внимание на словах молитвы, получается более полное, цельное их восприятие.

(Продолжение следует)