ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ. ВОСПОМИНАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Отец Георгий

— Наташ! Наташ!

Кто-то звал меня — и я оглянулась. За мной быстрыми шагами шёл отец Георгий. Была Страстная неделя. День тёмный, тяжёлый. Борода батюшки развевалась на ветру. Развевались длинные священнические одежды. Я пошла навстречу ему.

— Ты что же — сама газету написала, сама и развозишь? — спросил он.

Газета тогда выходила внутри светского издания. Сначала её выпускали охотно, а потом, как водится, стали выживать.

— Да, — ответила я. — Но всем развести — сил нет, а к вам приехала.

Отец Георгий покачал головой.

— Вот тебе подарочек, — сказал.

И благословил меня. В руке у него было деревянное красное яйцо, а на нём — образ преподобного Сергия Радонежского.

Батюшка добавил:

— Под яйцо ещё подставка была, но я её не нашёл.

Мир мгновенно преобразился. В серый мутный день вошла пасхальная радость. Встречи с отцом Георгием Бреевым всегда дарили свет.

Это яйцо прекрасно стоит у меня без подставки. И напоминает: благословение — никогда не отнимается. Оно даётся на веки вечные.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Я благодарна Богу, что поставил меня рядом с батюшкой в последние годы его жизни. Дал увидеть, как переживает старость человек духовный.

Однажды мы собрались записывать толкование псалма. Отец Георгий начал читать молитву перед началом работы — и забыл слова. Попробовал повспоминать — не получилось. И тогда начал читать молитву заново — легко и свободно.

Потом сказал:

— День вчера был трудный, и я ночью долго спал. Когда отоспишься, появляются силы. Но иногда бывает так: тело отдохнёт, а делать ничего не можешь. Ну, посмотрим, как Бог даст.

Он полностью полагался на волю Божию. Если нужно, Господь пошлёт вдохновение и разрешение проблем. Если не нужно, научит принимать Его промысел. Просто принимать. Это трудно, но приносит радость и внутреннюю свободу.

В тот раз мы прекрасно поговорили. Записали толкование шестидесятого псалма. На диктофоне осталась дата беседы: 28 февраля 2020 года.

ЗАГАДКИ СТАРОСТИ

Тело стареет. Душа мудреет, но забывает о старости. Идём однажды с отцом Георгием к храму, а он говорит:

— Иду, как старик!

Ему было тогда за восемьдесят. Я засмеялась — и он улыбнулся.

— Надо смеяться, — сказал батюшка. — Не посмеёшься — раком заболеешь.

Это было предупреждение для меня? Чтобы не теряла внутреннюю лёгкость?

Однажды я стала шутить по поводу своей физической слабости. Чтобы не плакать, лучше смеяться. Так мне казалось. А отец Георгий прореагировал неожиданно:

— Прости, Господи, что смеёмся над своими немощами.

Всюду нужна золотая середина, рассудительность и внимательность. Вероятно, в тот момент мне надо было помолиться и попросить Бога о помощи. За меня это сделал батюшка.

ПРО ДОБЛЕСТЬ

В последние годы расписание богослужений на месяц отец Георгий составлял долго — дня два, не меньше. Потом радовался, что окончил дело. Но как-то пожаловался:

— Устаю от нагрузок. Хочется, чтобы все их с меня сняли.

А дух был бодр. В глазах светилась радость. Думаю, так проявлялась укоренённость в Боге. Её объяснял святитель Иоанн Златоуст: «В житейских делах молодой человек бывает полезен, а состарившийся бесполезен; а в Моих делах, говорит (Христос), не так: напротив, с наступлением старости доблесть блистательнее и мужество славнее, не встречая никаких препятствий от возраста. И это Он говорил не с тем, чтобы устрашить, но для того, чтобы воодушевить…»

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

29 апреля — празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Два года назад в этот день преставился к Богу протоиерей Георгий Бреев.

3 мая — Радоница. Поминовение усопших

ЕЩЁ ОБ ОСОБЫХ ТРУДНОСТЯХ

К отцу Георгию присылали священников на исправление. Однажды мы заговорили об одном из них. Тот хотел служить рядом с отцом Георгием и просил оставить его в храме. Отец Георгий согласился:

— Служи Богу, только дурака не валяй.

Вспоминая тот момент, улыбнулся и произнёс ласково:

— Батюшка ты наш дорогой…

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

(Продолжение следует)