БЕЗ МОЛИТВЫ МЫ НИЧТО! ИЗ БЕСЕД ОТЦА ГЕОРГИЯ БРЕЕВА


Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию. Мы вошли в его келью. Батюшка остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: отец Георгий благословляет меня написать книгу. Ему очень хотелось, чтобы его слово осталось людям.

Долго мне не хватало времени даже просмотреть записи. У нас шла работа над толкованиями псалмов. Наконец я начала слушать беседы. И сразу возник вопрос: в какой форме их публиковать? Батюшка преставился к Богу в 2020 году — и тут появляются его новые материалы? Это странно. Человек ушёл — и наступает время воспоминаний о нём. Вот здесь и будут воспоминания об отце Георгии и его беседах. Сначала — об утреннем молитвенном правиле.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 (Продолжение. Начало в №№ 10—11. 2021, № 1—3. 2022)

 После обращения к Святому Духу идёт краткое молитвословие, которое повторяется трижды:

Святый Боже,

Святый Крепкий,

Святый Бессмертный,

помилуй нас.

В этой молитве мы обращаемся к Святой Троице. Начинаем с общего слова — Святой. Так говорят по-русски: Святой Бог. Но Святый на церковнославянском звучит мягче, позволяет тоньше чувствовать, полнее переживать имена Лиц Святой Троицы.

Имя Бога — неизреченно. Оно было открыто человеку Самим Творцом. Наш мир несёт на себе отблески вечности, но не имеет такой чистоты, в которой Господь полностью отразил бы Своё величие и непостижимость. Поэтому людям нужны Его откровения. Получить их мы можем только от Него. Высокое откровение, что Бог Свят, было указанием для человечества: это надо усвоить как самое важное.

На земле господствует грех. Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет его тьмой (см. Ин. 1, 5). Ко времени пришествия на землю Христа, Сына Божия, человечество, познавшее грех, погрузилось во тьму неведения, страстей, беззаконий. Когда Спаситель воплотился и вышел на общественную проповедь, людям, сидящим во тьме, воссиял великий свет — свет правды (см. Мф. 4, 16).

У слов свят и свет — по существу один корень. Свет даёт нам возможность видеть себя, окружающий мир. Открывает нашим глазам предметы, а отсутствие света — скрывает.

Разум человека так устроен, что находится в постоянном движении, свободе, постижении. Есть ли предел у этих устремлений? В расцвете сил, особенно в молодости, людям кажется: нет. Перед нами открывается огромный мир. Мы познаём свои способности и порой пленяемся собственным разумом. Думаем, будто можем освоить вселенную.

На свете существует много разных теорий устройства мира. В основе их лежат построения ума. Мы знакомимся с ними и сначала увлекаемся хорошим языком, занятной терминологией. А когда разберёмся в сути, то видим: в этих вроде бы высоких концепциях люди воспевают свой разум, его необычайные способности.

Великие философы искали истину. Но какой бы совершенный интеллект и разум ни имел человек, в основе его мыслей всё-таки лежит некое несовершенство. К пониманию этого люди приходят постепенно. В конце жизни премудрый Соломон сказал о себе и о нашем мире: всё суета сует (см. Еккл. 1, 2).

А помните признание Сократа? Самое высокое его достижение свелось к одному: я знаю, что ничего не знаю. Хотя сначала было не так.

Наш разум воспаряется, отдаётся огромной умственной работе. Увлекается ею, верит в неё. А сердце — остаётся нейтральным. Оно вроде бы со всем соглашается, но ждёт реального плода. Мысли, теории — всего лишь красивые построения. Должен появиться плод, который напитает, оживит душу. И он приходит из откровения Божия. Господь сказал людям о Себе: Я Создатель. И этим сказал всё.

В Божием откровении присутствует нечто такое, что в самой сути отличается от возможностей нашего ума. Именно об этом говорят нам слова: Бог Свят. И уже не умом, а сердцем мы чувствует: искомая цель — в самом понятии святости.

Пророку Исаие был показан духовный мир. Там разумные создания Божии серафимы прославляли Творца. Они не пели, что Господь Премудрый, Всемогущий, а восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (см. Ис. 6, 1—3).

У человека есть предел восприятия и предел способностей. А понятие Свят говорит о запредельном. В нём нет даже тени несовершенства — нравственного, духовного, интеллектуального. Умные духовные силы на небе выражают эту запредельную мудрость.

И вот что особенно интересно для нас, людей Нового Завета. Славословие Богу возносилось одно и то же, но повторялось троекратно: Свят, Свят, Свят Господь. Почему? Оно обращено к единому Господу воинств Саваофу и одновременно указывает на Троицу. Спаситель Христос ещё не пришёл в наш мир, а ветхозаветные люди уже узнавали: на небе Господь прославляется совершенной формулой — и она открывает Троицу.

А мы в молитве обращаемся к каждому Лицу Святой Троицы: Святый Боже — к Богу Отцу, Святый Крепкий — к Сыну, Святый Бессмертный — к Святому Духу. И просим Бога Троицу: помилуй нас.

Позже это славословие Творцу назвали Трисвятое. Для чего? Название используется в богослужебной практике. На службе священник говорит алтарнику:

— Иди, читай от Трисвятого до Отче наш

И он выполняет распоряжение.

Если кто-то захочет призвать и прославить Святую Троицу, ему лучше всего читать эту очень короткую молитву. Она самая совершенная. В ней сконцентрировано то, что близко и понятно нам.

Откровение Божие шло постоянно и готовило человечество принять его развёрнуто, в полной мере. Принесли его на землю не ангелы, не архангелы, а Сам воплощённый Бог. Он дал нам совершенное учение о Себе.

У читателей может возникнуть вопрос: почему под беседами отца Георгия стоит имя другого автора? Потому что иначе невозможно выполнить благословение батюшки. Это изложение его мыслей. Отец Георгий долго готовил меня к этому труду. Мы вместе учились работать в такой форме.

Есть ли похожие примеры в прошлом? Есть. И очень высокие. По преданию, апостол Марк писал Евангелие со слов апостола Петра. Пётр рассказывал молодому ученику такие подробности, которые мог знать только он один. Но автор Евангелия — Марк.

(Продолжение следует)