МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10—11. 2021, № 1—5. 2022)

 Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени даже просмотреть записи. Мы с батюшкой занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года он заболел и преставился к Богу. Без него я завершала книгу о псалмах, начатую вместе. И всё-таки не оставляла мысли: с беседами, которые отец Георгий мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации и печатать. Его размышления должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе:

— Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Вспомнить, каким был мой духовный отец, о чём говорил. И начать с его размышлений об утреннем молитвенном правиле.

Отец Георгий повторял:

— Молитва может всё!

У нас есть возможность постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 Отец Георгий рассказывал:

Дальше идёт молитва, которая соединяет различные части нашего утреннего молитвенного правила, подчёркивает его значение:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Это прошение наполнено желанием прославить Господа, совершить все дела во имя Его. Иногда мы произносим слова молитвы без особого внимания. Но если внимательно прочитаем, то поймём: Божественная слава — это то, что изначально принадлежит Творцу. В Пресвятой Троице присутствует избыток силы, непостижимой для человека. Мы имеем об этом скудное представление, но славим Божественную полноту.

Молитву открыл нам Сам Спаситель Христос, когда посылал апостолов на проповедь Евангелия: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Эта формула стала основной в прославлении Пресвятой Троицы.

Первые короткие молитвы утреннего правила обращены к лицам Троицы. Дальше будет развиваться тема нашей греховности, покаяния. Молитвам с новым содержанием тоже будет предшествовать славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу… Им же закончится всё правило. Отсюда мы видим: славословие необходимо повторять часто. Оно позволяет нам испытать живое чувство, наполниться Божественной силой.

Что значит ныне и присно и во веки веков? Ныне — сейчас, в данный момент, а присно — всегда. Но «сейчас» и «всегда» — понятия нашего временного мира. На земле верующие постоянно произносят эти слова, они неизменны. Но после них идёт добавление: и во веки веков. Оно говорит о вечности. Мы будем воссылать славу Пресвятой Троице на земле и в горнем мире — подобно ангелам. Славословие Творцу показывает нашу молитвенную устремлённость к жизни будущего века, которую нам откроет Бог. Это подчёркивается словом Аминь — истинно, верно.

Однажды женщина спросила отца Георгия:

— Батюшка, вы, наверное, великий грешник?

— Как вы это поняли? — отозвался он.

— Вы очень хорошо знаете грехи.

По этому принципу можно сказать: отец Георгий был великим молитвенником. Он очень хорошо понимал глубину и красоту молитвы.

Батюшка рассказывал:

Из видения пророка Исаии к нам пришла ещё одна молитва:

Пресвятая Троице, помилуй нас;

Господи, очисти грехи наша;

Владыко, прости беззакония наша;

Святый, посети и исцели немощи наша имене Твоего ради.

Напомню: пророк слышал, как на небе серафимы прославляли Творца и восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (см. Ис. 6, 1—3). Но умные бесплотные создания воспевали Творцу: Свят, Свят, Свят, а мы произносим: Пресвятая Троице, помилуй нас. Обращаемся к единому Богу, о Котором знаем то, что Господь Сам благоволил открыть о Себе: Он Творец нашего мира.

Богу Троице  принадлежит святость в высшей степени. Она превосходит нашу возможность понять, что это такое. Святыми называют ангелов, некоторых людей. А к Троице обращаются особо: Пресвятая. Бог свят неизмеримо выше — в высшей степени.

Само слово Троица говорит о единстве Божественной природы. Мы молим нашего Бога, Творца и Создателя:

Пресвятая Троице, помилуй нас.

 Обратите внимание: здесь мы не просим Бога простить грехи, а просим послать нам Его милость, потому что в ней заключено всё: и прощение греха, и исцеление души от греховной немощи, и избавление от беззакония, несовершенства, состояния неведения.

В этой короткой молитве мы ещё и исповедуем Бога: милость и оправдание — только у Него.

Сила молитвы в том, что мы просим Господа от лица Церкви: помилуй нас. Излей милость не на меня, а на всех. Мы нуждаемся в Божественной милости.

Сначала идёт обращение к Пресвятой Троице, а дальше — к каждому лицу Троицы. Следующее прошение:

Господи, очисти грехи наша

Очистить грехи может только Бог. Вспомните, как Христос сказал расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Книжники тогда возмутились. Вероятно, даже на их лицах было видно негодование. Кто может прощать человеку грехи, кроме Бога?

Спаситель духом знал об их смущении. И показал им: эта власть Ему принадлежит. Христос добавил, обращаясь к расслабленному: «тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см. Мк. 2, 1—12).

Прощая грехи расслабленному, Господь указывал на корень, причину человеческой беды: больной лежит в расслаблении, потому что грех распростёр над ним свою пагубную власть.

Когда мы просим очистить наши грехи, то сознаём, что обращаемся ко Христу. Почему о прощении греха мы просим Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа? Своими страданиями Он искупил человеческий род от греха и смерти.

Древние пророки возвещали: на землю должен прийти Тот, Кто возьмёт на Себя наши грехи. Ещё до рождения Христа ангел во сне явился праведному старцу Иосифу Обручнику и говорил: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 2, 20—21).

Иоанн Предтеча говорил об Иисусе: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Он пришёл спасти нас, снять с человека проклятие смерти.

Дальше идёт просьба к Богу Отцу:

Владыко, прости беззакония наша…

И в молитве Отче наш мы высказываем Отцу Небесному ту же просьбу: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Всякий грех направлен против Божественной воли.

Следующее обращение — к Духу Святому:

 Святый, посети и исцели немощи наша имене Твоего ради.

 Интересно, когда мы призываем Бога Отца или Бога Сына, то не говорим при этом: Святой. Хотя святость — несомненна. А, обращаясь к Духу, всегда подчёркиваем: Святой. Это Его ипостасная особенность.

Почему посети? В вечном мире Дух Святой пребывает постоянно, а на земле — нет, хотя всё здесь живёт и держится Его творческой силой. Когда нас посещает Святой Дух, мы ощутимо переживаем близость Бога. Чувствуем действие благодати. Так было и у святых.

Творец дал человеку свободу, а люди отдалились, отошли от Него. И Бог как бы отдалён от нас, пока мы не обратимся к Нему, не возжелаем Его. Хотя Господь пребывает рядом с нами, но не даёт знамения Своего присутствия.

На что это похоже? Страной правит царь, он есть, его власть реальна. Но вот государь посещает какой-то город. К его встрече готовятся, о ней долго помнят как о значительном моменте.

А тут мы говорим Духу Святому: посети! И тем самым свидетельствуем: мы недостойны, чтобы Он всегда, неотъемлемо был с нами. Потому что не находимся в высоком духовном устроении, не являемся Его храмами. Но молим о посещении, жаждем посещения. Оно важно, значительно для нас. С него начинается наш опыт познания Бога, откровение о Нём, духовное перерождение.

Мы просим, чтобы Дух Святой снизошёл и вступил в общение с нами, засвидетельствовал: мы дороги Ему, Он благоволит к нам, не пренебрегает нами, хотя мы не достойны высокого Божественного посещения.

Посещение Духа Святого — незабываемо. Если оно происходит, человек помнит о нём всю жизнь. В Евангелии описано, как Филипп говорил своему другу Нафанаилу, что обрёл Мессию. А тот не верил:

— Из Назарета может ли быть что доброе?

— Ну, так иди и посмотри сам! — ответил Филипп.

Христос увидел Нафанаила и сказал:

— Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.

Так Спаситель назвал его человеком, мыслящим прямо, здраво. И Нафанаил удивился:

— Откуда Ты меня знаешь?

Господь произнёс:

— Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

И Нафанаил упал в ноги Христу:

— Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (см. Ин. 2, 45—49).

Под смоковницею он пережил момент посещения Божия. Оно приносит свет — и человеку становится ясно: вот Бог и Его действия.

Молитвенная просьба посети — простая, но важная для нас. Мы тоже посещаем друг друга в бедах. И от этого может воспрянуть духом тот, кому тяжко, скорбно, уныло. Душа укрепится, будет готова дальше нести крест.

Исцеление — тоже одно из свойств посещения Божия. В молитве сказано: исцели немощи наша. И сразу вспоминаются слова о том, как Спаситель Христос пребывал в нашем мире: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9, 35).

Отец Георгий говорил простые, понятные слова. А от них шла сила. И на душе становилось светло. Так всегда было в общении с ним: произнесёт два слова — и летишь, как на крыльях. Я рассказала об этом одному священнику. А тот объяснил:

— Это же благодать Святого Духа. 

(Продолжение в следующем номере)