ЖИЗНЬ ПРОНИЗАНА СВЕТОМ

Исаак Левитан. Над вечным покоем

Удивительно, как разнообразны, неповторимы человеческие личности. И при этом человеческий род — един. И Евангелия — тоже едины. Хотя нам их дано четыре. И написаны они разными людьми. Каждый чувствовал, видел, мог передать события только так — и не иначе. Но всех наполнял и объединял Святой Дух.

Евангелисты дополняли друг друга. Давайте посмотрим, как они рассказывали о Преображении Господнем.

Преображение описали Матфей, Марк и Лука. Только Иоанн, который сам присутствовал на горе Фавор, промолчал об этом в своём Евангелии. Почему? Тут тайна — и перед ней надо остановиться. Мы живём в таинственном мире.

Христос поднялся на гору с тремя учениками: Петром, Иаковом, Иоанном.

Господь обещал им, что они увидят Его, «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём» (см. Мф. 16. 28). На Фаворе Спаситель молился. Во время молитвы «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Другой евангелист дополнял: «весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9. 3). Третий отмечал: «одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 29).

Они не противоречили друг другу. Просто подбирали сравнения, объясняли происходившее точно, понятно для других. И перед нами возникает яркая картина: сияющий ярче солнца Христос стоит в сверкающих белых одеждах. Дух захватывает от неземной красоты и неземного величия Спасителя.

«И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мк. 17. 3). Древние пророки тоже были «во славе» — неземном сиянии. И тем самым открывали ученикам, каким становится человек в Божием Царстве.

Сам собой возникает вопрос: о чём шла беседа? Только один евангелист написал: «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Остальные промолчали. Но ответ мы получили.

Апостолы устали в пути и задремали — «отягчены были сном» (Лк. 9, 32). И это отметил только один евангелист. После пробуждения они «увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним». Вероятно, этим объясняется, почему Пётр «не знал, что сказать». Они проснулись и «были в страхе»: их ошарашило увиденное (см. Мк. 9, 6).

Слова Петра передают, какие чувства испытывает человек рядом с Богом:

— Наставник, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (см. Лк. 9, 32—33).

Куща — это шалаш. В нём можно жить — и надолго задержаться на Фаворе.

Пётр ещё говорил, а на вершине горы уже «явилось облако и осенило их» (Лк. 9, 34). Оно «светлое» (Мф. 17, 5). «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Второй евангелист дополнил: «Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 17, 5).

Ученики «устрашились, когда вошли в облако» (Лк. 9, 34). Более того: услышав голос Отца, они «пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17, 6).

Дважды испытали апостолы страх Божий: когда увидели преображённого Христа Спасителя и когда оказались в облаке. В обоих случаях их поразило соприкосновение с небесным миром — прекрасным, величественным и неведомым.

«Когда был глас сей, остался Иисус один» (Лк. 9. 36). И три Его ученика — перед Ним. Господь утешил и успокоил потрясённых апостолов: «приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7). Одно Евангелие донесло до нас эту подробность.

«Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» (Мк. 9, 9). Так ученики и поступили. Открыли нам свою встречу с Небесным Царством после воскресения Христа.

Апостол Пётр всю жизнь помнил Преображение Господне. И завещал нам вспоминать, как принёсся к Спасителю «такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. И этот глас, принёсшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт светать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших…» (2 Петр. 1. 17—19)

Церковный год завершается. Он был прекрасен, наполнен открытиями, встречами. Конец августа и начало сентября радуют нас густыми, зрелыми красками, высоким прозрачным небом, широкими просторами. Пронизанная Божиим светом жизнь распахивается перед человеком — на земле и в вечности.

19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа