ТИХИЕ СЛОВА СТАРЦА АМВРОСИЯ


— Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение! — с этими знаменитыми словами приходит к нам преподобный Амвросий Оптинский.

Потом мы усваиваем другие его мысли:

— Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе — выйдет скверно. Жить можно и в миру, только — не на юру, а жить тихо.

Святой старец отвечал на вопрос современников: как жить? Но вопрос этот — вечный и стоит перед каждым человеком.

— Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой коснётся земли, а остальными непременно стремится вверх. А мы, как заляжем на землю, так и встать не можем, — говорил преподобный.

СЕРДЦЕ

О духовном люди всегда думали мало. Занимались житейскими делами, бытом. Жаловались старцу на непосильные жизненные кресты. А он тихо, но настойчиво объяснял:

— Креста для человека Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несёт он в жизни, а всё же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Не всегда мы можем осознать, что сами виноваты в своих бедах. Старец это знал и утешал людей:

— Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить своё сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу (замечать и исповедовать грехи — прим.) и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

И подтверждал это на собственном примере. В шутку и всерьёз говорил:

— Вот я всегда был болтуном — любил с людьми поговорить, поразвлечься. Господь и устроил так, что пришлось мне всю жизнь толковать с народом. Теперь и рад бы помолчать, да не приходится.

НУЖДА

Старец рассказывал историю, как отец посылал сына по делам. Сын говорил:

— Батюшка, как же я буду один? Я ничего не знаю.

— Ничего, ступай, — отвечал отец, — нужда всему научит.

Сын поехал. В лесу у него сломались сани. Вспомнил он слова отца: «Нужда всему научит», — и давай кричать:

— Нужда! Нужда!

А эхо отвечает ему:

— А-а!

Ждал, ждал, кричал, кричал — и никто не пришёл к нему на помощь. Тогда сын слез с саней, кое-как поправил их, приехал к отцу и говорит:

— Обманул ты меня, батюшка! Ведь нужда-то не пришла мне на помощь.

— Да как же ты справился?

— Да кое-как.

— Вот это-то самое, что ты кое-как справился, и означает, что нужда научила тебя, как поступить.

Преподобный Амвросий часто вспоминал про одного монаха, которого сильно беспокоили бесы. Нужда научила его Иисусовой молитве. А самого батюшку Амвросия — защищать даже то, что, казалось,  было несомненным.

В 1862 году отошёл ко Господу настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей. Этот великий старец, причисленный к лику святых, распорядился, чтобы после него настоятелем стал отец Исаакий, тоже великий старец, причисленный к лику святых. Но отец Исаакий настоятелем быть не хотел. Жил он в скиту, был иеромонахом, и новый крест казался ему слишком тяжёлым.

Настоятелей в Оптиной пустыни выбирали монахи на собрании. Отец Исаакий уговорил батюшку Амвросия не голосовать за него. Тот согласился. Он был уверен: преподобный Моисей высказал волю Божию — и она осуществится без его голоса. Выберут отца Исаакия.

А случилось — иначе. Братья проголосовали за другого уважаемого монаха. Что было делать? Смириться? Ничего подобного!

В Оптиной пустыни тогда находился Калужский архиерей. К нему отправился старец с докладом:

— Отец Макарий при жизни назначил отца Исаакия преемником отцу Моисею!

— Почему ж вы раньше молчали? — с удивлением спросил владыка.

Что тут было ответить даже мудрому старцу? Ошибка случилась.

Настоятелем Оптиной пустыни стал отец Исаакий. А батюшка Амвросий получил хороший урок.

БОЛЕЗНЬ

Душа немощного старца Амвросия просила о милости. Но голос у него был тихий, слабый — и почти никто не слышал, как он вдруг произносил:

— Всё скрывал свои болезни, а теперь уж хочу говорить. Может быть, легче будет…

Ему хотелось высказаться, пожаловаться. Как любому человеку. В письме духовному чаду преподобный Амвросий сообщал: «О себе скажу, что я по утрам ощущаю большую тяжесть, как бы пуды на мне висят». И ещё: «Слабость и болезненность усиливаются, и переодевания и переобувания утроились; жара и холода равно не переношу. В меру только один семнадцатый градус тепла; а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться. И как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки, и своими толками умножают жар».

Батюшка рассказывал:

— Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его так же мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних.

Так преподобный не открывал, а чуть-чуть приоткрывал, почему сам он тяжело, мучительно болел всю жизнь. Старец добровольно, согласно с волей Божией принимал эти страдания. И опять же приоткрывал, как правильно, духовно относиться к жизни:

— Иди, куда поведут, смотри, что прикажут, и всё говори: «Да будет воля Твоя!»

С ПОСЕТИТЕЛЯМИ

Очень любил преподобный Амвросий басни Крылова. Просил келейника почитать:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру…

Тихо становилось в хибарке старца. Посетители слушали. И сам батюшка сидел тут же: в белом балахоне, лёгкой меховой ряске, в стёганой шапочке, утеплённой ватой. Больной, слабенький — и с тихой радостью в глазах. Как это сочеталось?

В крыловских баснях — мудрость, глубина. Они нужны людям. Особенно тем, которые шли к старцу как в последнюю инстанцию. Он же человек Божий и может попросить Бога о любой нужде.

Случалось, старец допоздна задерживался с посетителями — и всё рассказывал разные истории:

— У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который постоянно слышал от хозяина молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» — и сам навык её повторять. Раз летом вылетел он в растворённое окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб. Но скворец по привычке в испуге проговорил Иисусову молитву — и тотчас ястреб отскочил от него. Даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожавшей беды!

Или повторял свои наставления, сложенные в рифму:

— Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать её прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдёт, и усердие придёт. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь!

В конце жизни преподобный Амвросий особенно уставал от посетителей. Болезнь учила его всё чаще ограничивать беседы с людьми евангельскими словами: «претерпевший до конца спасён будет» (Мф. 10. 22).

Как-то старец признался:

— Да с вами-то мне иногда уже очень трудно бывает. Вот я, кажется, всё вам говорил, всему учил. Только не знаю, выучил ли чему-нибудь… По крайней мере, имейте мир между собой.

МЫСЛИ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ

Очень любил батюшка церковное пение. Однажды певчие пришли к нему в келью и пропели из апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 35). Апостол утверждал: никто и ничто. А отец Амвросий, прекрасно знавший людей, со вздохом произнёс:

— Кто нас отлучит? Да всё нас отлучает от Бога!

Старец учил и учит нас главному — не отходить от Господа:

— Без помощи Божией человек как человек — ни что же более, а человек, яко трава. А с помощию Божией один человек, как пророк Илия, воюет против целого народа.

— Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен, иже не иде на совет нечестивых.

— Ближним мы должны оказывать всякую милость, а от себя требовать всякую истину, всякую правду.

Особенно выделял святой один грех: «…не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: лицемере! изми прежде бревно из очеси твоего и проч.» И даже утверждал: «Лукавство — хуже неверия». Только вдумайтесь в эти слова!

Преподобный Амвросий Оптинский настойчиво учил:

— Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я!

И тут же — утешал:

— Господь ни от кого не требует подвигов сверх сил и возможности.

23 октября — память преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца

24 октября — собор Оптинских святых