АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ


Апостола Андрея называют Первозванным. Почему? Его первым позвал за собой Христос.

Андрей был учеником святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Время от времени навещал его.

Христос пришёл к Иоанну креститься в реке Иордане. Предтеча увидел Спасителя и пророчествовал:

— Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его, но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Во время Крещения на Господа спустился с неба Дух Святой — в виде голубя. Иоанн видел это и объявил всем:

— Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нём, тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

На следующий день Христос шёл по берегу. Предтеча увидел его и сказал двум ученикам:

— Вот Агнец Божий.

Ученики пошли за Иисусом. Господь оглянулся и спросил:

— Что вам надобно?

Кто-то из них ответил вопросом на вопрос:

— Равви, — что значит «Учитель», — где живёшь?

И Христос позвал их за Собой:

— Пойдите и увидите.

Первый был Андрей, второй — Иоанн Богослов, рассказавший об этом эпизоде в Евангелии. Они провели у Христа весь день. О чём говорили, неизвестно. Но Андрей под впечатлением от этой беседы сразу стал искать брата. Объявил ему:

— Мы нашли Мессию, что значит «Христос».

Получается, Андрей первым из апостолов стал проповедовать пришествие Христа. И успешно. Он привёл брата к Иисусу. Господь взглянул на него и назвал по имени:

— Ты Симон, сын Ионин.

Когда незнакомец называет нас по имени, мы испытываем потрясение. Так было с Симоном. А Господь добавил, открывая ему будущее:

— Ты наречёшься Кифа, что значит «камень» (Пётр) (см. Ин. 1, 29—42).

ДВА БРАТА

Жили братья в Капернауме, на берегу Геннисаретского, или Гаилейского озера. В одном доме. Симон-Пётр был женат, Андрей — нет. Тёща Петра тоже жила с ними.  Братья были рыбаками. Они познакомились с Христом — и вернулись к обычным занятиям. А Господь ушёл на сорок дней в пустыню. Вернулся — и начал проповедь:

— Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Человеку надо очиститься от греха. Никакая грязь в Божие Царство не войдёт.

Господь пришёл в Капернаум. Вероятно, братья присоединились к Нему там. В синагоге Христос изгнал из человека нечистого духа. На людей напал ужас, они рассуждали:

— Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам и они выходят?

Такой же ужас испытали Симон Пётр и Андрей.

А после синагоги Господь зашёл к ним в дом. Тёща Симона болела, лежала в горячке. Господу сказали об этом. «Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила её. Она тотчас встала и служила им» (Лк. 4, 38—39).

Опять все были потрясены. Обычно человек после высокой температуры бывает слаб и долго приходит в себя. А тут пожилая женщина встала с постели бодрая, полная сил.

После заката в дом стали приходить люди, приводить больных, одержимых злыми духами. Господь возлагал на них руки и исцелял. Братья смотрели на это.

ПО СЛОВУ ХРИСТА

Но они не оставляли дома и занятий. Кому-то из учеников Христос сразу говорил:

— Следуй за Мной.

С Андреем и Симоном Петром было иначе. Однажды братья мыли сети на берегу озера. Подошёл Христос в окружении народа. К Нему люди «теснились», старались приблизиться, прикоснуться. Он вошёл в лодку Симона Петра и попросил немного отплыть от берега. Сел и учил народ из лодки.

Потом Христос сказал Симону:

— Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

Закиньте! Значит, Андрей был тут же, рядом с Господом. Симон сказал:

— Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Слово Учителя было для него особенным. А дальше произошло чудо: братья поймали столько рыбы, что сеть прорывалась. На помощь им приплыли в своей лодке сыновья Зеведеевы — Иаков и Иоанн. Обе лодки наполнили рыбой, но её быль столько, что они начинали тонуть.

Рыбаков объял ужас. А Симон Пётр припал к коленям Иисуса и попросил:

— Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

И вот тут Иисус сказал:

— Не бойся; отныне будешь ловить человеков.

Рыбаки вытащили лодки на берег и оставили там богатый улов. Все четверо пошли за Господом.

ДВЕНАДЦАТЬ УЧЕНИКОВ

Они шли за Христом, куда бы Он ни шёл. Видели толпы народа, сходившиеся к Нему. Поражались Его чудесам. Господь изгонял злых духов, исцелял любые болезни, возвращал зрение слепым. Воскрешал умерших. Говорил ученикам:

— Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37—38).

Кто эти делатели? Ученики не знали. Вероятно, и подумать не могли, что делатели — именно они.

Но вот наступил особенный день. Господь призвал их к Себе и «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». Отныне ученики могли делать то же, что Сам Христос. Они стали Его посланцами на земле — апостолами.

«Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его…» Все четыре рыбака с Галилейского моря. И ещё восемь человек.

Господь послал их в окрестные города и селения проповедовать, что приблизилось Царство Небесное. Заповедал: «больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили даром давайте». Подробно объяснял, как себя вести, в какие дома и с каким приветствием входить.

Христос открывал апостолам будущее: не все будут их принимать и слушать. Им предстоят серьёзные испытания, побои, казни. Их приведут на суд к царям, будут ненавидеть за веру во Христа. Но претерпевшие жизненные испытания до конца будут спасены.

Спаситель говорил:

— Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры как змии и просты как голуби.

Он укреплял апостолов:

— Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её (см. Мф. 10, 1—36).

Понимали ученики Его слова? Вероятно, только кое-что. Постепенно открывались им наставления Учителя. Постепенно открывается Евангелие — Благая весть — всем людям. Господь готовил их к будущему служению, как всегда готовят учеников, возводя от простого — к сложному.

Апостолы ушли на проповедь. Вернулись они радостные, бодрые, окрылённые. Рассказали Учителю, что сделали. До этого они слышали и видели, как Он проповедует и исцеляет людей. Теперь они силой Божией проповедовали и исцеляли сами. У них появился огромный опыт (см. Лк. 8, 10).

НАСЫЩЕНИЕ ХЛЕБОМ

Господь удалился с учениками в пустынное место. Но люди пошли следом. И Христос говорил с ними, исцелял.

День склонялся к вечеру. Народ надо было накормить. Господь сказал об этом ученикам. «Один из учеников его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

— Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества народа?

Иисус сказал:

— Велите им возлечь.

Было же на том месте множество травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, так же и рыбы, сколько кто хотел». (Ин. 6, 8—11).

Иоанн Богослов писал Евангелие после смерти Андрея Первозванного и с любовью вспоминал друга. Они несомненно дружили. Имя Андрея упоминается не случайно, как не случайно всё в этой жизни. Его слово, восприятие жизни дорого Иоанну. Вместе они впервые встретили Христа. Вместе пошли рядом с Ним.

ЭЛЛИНЫ

Радостно приветствовали ученики вход Господень в Иерусалим. Христос ехал на ослике, а они срезали пальмовые ветви и встречали Его — как Царя.

Много паломников собралось тогда в городе. Были среди них эллины — греки. Они подошли к Филиппу:

— Господин! Нам хочется видеть Иисуса.

Евангелист Иоанн писал об этом так, словно сам присутствовал при этом. Вспоминал мельчайшие подробности: «Филипп идёт и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу» (см. Ин. 12, 22). Андрей оказывается на первом месте. Почему? Вероятно, что-то особенное было в нём, что с ним можно было решать важные вопросы.

Господь выслушал учеников и произнёс в ответ:

— Пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода.

Господь готовил их к Своим крестным страданиям — и укреплял:

— Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час я и пришёл (Ин. 12, 23— 27).

Дальше были Тайная вечеря, Гефсиманский сад, Голгофа. Господь выпил горькую чашу страданий, принял на Себя грехи всего мира.

Андрей видел и слышал воскресшего Христа. Стоял рядом с Ним на горе Елеон, принимал Его благословение:

— Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16, 15—16).

Вместе с другими учениками Андрей, не отрываясь, смотрел в небо, куда возносился Христос. И потом с радостью шёл в Иерусалим по благословенной Богом земле. Это было продолжение его жизни — и одновременно начало нового пути.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

(Окончание следует)