ЧЕГО НЕ ЗАХОТЕЛИ ЛЮДИ


Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нём живёт и пребывает всё, что было от начала, от сотворения мира, и что ещё будет до самого второго и славного пришествия Господня. В храме Божием всё и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни тайн, которых не знал бы храм Божий — Святая Церковь.

Но почему же живущие не знают этих тайн? Почему даже те, кто пребывает в храме, остаются глухи и слепы к ним? Почему зрячих и слышащих так мало?

Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освящённая пребыванием в нём Пресвятой Богородицы — Ковчега Нового Завета и явлением в нём Спасителя и Бога Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь стену плача? Почему Новый Израиль — великая Россия, в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?

Ответ на все наши горькие «почему» опять же надо искать нам в храме и в Святом Писании, которое храм хранит. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества оказываются для нас тайной за семью печатями из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия.

Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти,.. они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдёте и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от Меня…»

Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?

Отступление от Бога — вот причина всех бед во все времена.

Долго, очень долго мы были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге храма, который освятит нас, но при одном условии: если мы этого захотим сами.

И не забудем, что не одни правители вершат судьбами стран и народов, но ответственность за жизнь мира перед Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он ни был.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)