(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—9. 2022)
Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени посмотреть, о чём говорил батюшка. Мы занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий заболел и преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И всё-таки не оставляла мысли: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации и печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере.
Начнём с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Он был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ
Отец Георгий рассказывал:
Дальше в молитве Отче наш идут такие слова: да будет воля Твоя. Коротким да мы подчёркиваем: пусть воля Божия осуществится в нашей жизни и жизни мира! Пусть будет так, как Ты, Господи, благоволишь, как устраиваешь Твоей премудростью от века!
Все наши скорби, все трудности связаны с тем, что нам тяжело преодолеть себя. От нас требуется подвиг, чтобы отвергнуть свою волю — и принять Божию. Мы не имеем на это решимости, но всё-таки говорим: да будет воля Твоя.
Произнести слова молитвы от души может тот, кто духовно созрел, почувствовал: воля Божия — благая. Если она будет осуществляться, то даст всему миру полноту радости, бытия, вечности.
В нас вложен Божественный разум. Мы понимаем, рассуждаем, сознаём. Сначала в человеке действует сила ума. Мысль всегда идёт впереди. Потом на выбор ума откликается сердце, чувства, интуиция. Сердце может даже не соглашаться с умом, но включается воля — и убеждает нас, как надо действовать. Мы делаем выбор, совершаем поступок.
В воле концентрируются личностные свойства человека, особенности его характера, действий, понимания, переживания. У нас всегда бывает много трудностей на уровне волевого решения, возникают сложности с людьми на работе, в обществе. Почему? Потому что наши контакты обычно завязываются на уровне «хочу — не хочу». Это тоже волевое решение, к нему склоняются внутренние духовные силы.
Самое тяжёлое — осознать ошибочность выводов своей воли. Тут происходит борьба не только между человеком и человеком, но и внутренняя. Вспомните о духовной брани небесных сил — ангелов и архангелов. Бог дал Своим творениям свободную волю. Падший архангел Денница был высочайшим созданием. Он видел собственное совершенство и сказал: «Нет, должна быть не Божия воля, а моя».
Денница не отрицал Творца. Утверждал же апостол: бесы веруют и трепещут (см. Иак. 2, 19). Архангел пал, когда поставил на первое место свою волю. Вроде как все должны считаться с ней.
В природе нет зла как особой сущности. Наши переживания происходят от внутренней несогласованности. Когда мы принимаем Бога как Источник добра, света, жизни, любим Его, нам легко сказать: да будет воля Твоя.
Отвергая себя, человек уверен: Божия воля благая — и при ней моя воля нисколько не будет ущемлена, умалена. А ставя себя на первое место, нарушает гармонию в собственной личности и жизни.
Только Бог мог открыть нам эти великие слова: да будет воля Твоя. Они подобны сердцевине, или центральной оси, на которой держится здание. Склоняться перед благой волей Божией — правильно. Премудрость Творца не забывает ни одного человека, утверждает вселенную.
Да будет воля Твоя мы говорим с полной уверенностью: Господи, Ты изначально всё определил.
А дальше в молитве подчёркнуто: яко на Небеси, и на земли — как было, есть и будет на небесах, так пусть будет и на земле. Это относится ко всем трём предыдущим прошениям:
Да святится Имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя…
В словах яко на Небеси, и на земли содержится то подлинно великое, чем человек должен жить и вдохновляться: мы хотим, чтобы духовное вечное небо сияло и в нашем мире.
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ
Бог ввёл нас в мир — и мы просим Господа дать нам всё необходимое, чтобы мы могли осуществить своё человеческое звание и христианское призвание: хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Благословенная Богом земля в избытке даёт богатые плоды — и человек ими питается. Некоторые святые отцы считали: до всемирного потопа люди ели только растительную пищу. Со временем они менялись духовно. После потопа Бог дал им заповедь использовать в пищу не только растения, но и плоть животных. Но с этим можно и не согласиться.
Слово хлеб включает в себя всё необходимое для жизни. Он насущный — без него мы не можем существовать. Человеку нужны жилище, одежда, активная деятельность. Нужно общение друг с другом, взаимная любовь, внимание, забота, тепло сердечных отношений. С ними жизнь становится полноценной. Без них нам чего-то не хватает.
Всё необходимо людям днесь — каждый день. Почему это подчёркнуто? Из дней, маленьких отрезков времени, состоит наша жизнь — от дня рождения до дня смерти.
К слову насущный иногда добавляют ещё одну букву и получается — надсущный. Так мы просим Бога о Хлебе Небесном — Причащении Святых Христовых Тайн. Это залог будущего века, о котором Спаситель говорил: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нём» (Ин. 6, 56).
В Евангелии от Иоанна приведены слова Христа: «Ибо плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие»; «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будет иметь в себе жизни» (см. Ин. 6, 55, 53).
Всё на земле происходит постепенно. Мы удивляемся, когда замечаем: вот появился маленький росток, потом листочек на нём. Растение развивается, превращается в дерево, ветвится, цветёт, приносит плоды. Потом вокруг возникает целая роща. Откуда? От малого ростка.
Люди тоже постепенно проходят несколько стадий в земном мире. Мы созданы по образу и подобию Божию. Жизнь даётся нам Господом просто. Человек зачался во чреве, потом родился, растёт, осваивает науки. Тело наше состоит из маленьких клеток. В течение жизни они много раз умирают, а мы продолжаем жить.
Незаметно душа обретает необходимые для жизни свойства. Почему мы говорим детям: «Не предавайтесь пьянству, наркомании, разврату»? Эти запреты охраняют и сохраняют человеческую природу, позволяют правильно сформироваться душе и телу, дают почувствовать и сберечь разумность, свободу. А некоторые люди начинают губить себя, потому что не понимают глубокого замысла Создателя о человеке.
Хлеб насущный питает нас во временной жизни и позволяет вырасти в такую меру, чтобы войти в жизнь вечную. Наше тело умрёт, а душа — нет.
Отправляясь в другую страну, человек думает: «Как мне там акклиматизироваться, приспособиться, нормально чувствовать себя в незнакомой ситуации?» А в вечности — совсем иная жизнь. Причащение Святых Христовых Таин, выполнение законов Божиих позволят нам нормально в неё войти. А если человек жил иначе? Как ему там придётся?
Жизнь органична. Она цельная. И молитва Господня даёт почувствовать, что нам по-настоящему необходимо.
Однажды мы с отцом Георгием гуляли вокруг храма. Кажется, даже не разговаривали, молчали. Помолчать было хорошо. К нам подошёл молодой мужчина и обратился к батюшке:
— У нас проблема с квартирой. Я понимаю, что это не очень важно…
— Как не важно? — удивился отец Георгий. — Семье необходимо жильё.
И они тут же стали обсуждать, как эту проблему решить. А я не подозревала тогда, что жильё — тоже насущный хлеб. И Господь даёт его нам.
(Продолжение следует)