Пишу вам краткое, но усердное поздравление со всерадостным христианским празднеством Рождества во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Родившийся от Девы Сын Божий да явит всем нам милость Свою ради неизреченного Своего воплощения. В знаменательную ночь Рождества воинство небесное на воздухе воспевало песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Словеса ангельского песнопения хотя отчасти да исполнятся и на нас грешных. Отшедшие отцы наши на небеси вместе с ангелами достойно прославляют славимого от всех Бога; мы же грешные на земли да тщимся (стараемся) иметь мир с Богом и с самими собою, да не лишимся благоволения Божия к себе, — нам, человекам немощным и повинным, ежечасно требующим помилования и помощи от Господа.
Преподобный Амвросий Оптинский
В рождественских песнопениях спрашивается: что может быть хуже вертепа (пещеры), беднее, чем ясли (кормушка для скота)? И сердце ёкает, когда представишь себе Бога Славы в этих яслях. Как же так, Господи? Неужели Тебе не нашлось достойного места на земле?
Но тут же открылось небо, воспели Ангелы: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Убогий вертеп — и при этом открытое небо. Значит, здесь — величайшая тайна. Небо и земля соединились (см. Лк. 2, 10—14).
Люди сами лишили себя Божественной славы. И Господь пришёл, чтобы вернуть её духовно обнищавшему человечеству, которое впало в крайнее бедствие: поработило себя грехам, порокам, страстям, смерти.
Богочеловек стал доступен нам. Он воплотился и во всём, кроме греха, принял нашу природу, соединил её со Своей избыточной Божественной природой. И то, что Господь назвал Себя Сыном Человеческим, подчёркивает, до какой степени Он любит нас.
Простое, по земным понятиям, происхождение Господа давало Ему больше свободы. Он мог заходить в любой дом — к людям знатным, богатым и бедным. В общественном служении Ему ничего не мешало.
Иосиф, Его наречённый отец, был плотником, ремесленником. Он относился к среднему, обеспеченному сословию, которое имело всё необходимое для жизни. Господь вполне достойно провёл детство, юность и не был нищим проповедником.
Спаситель никогда не скрывал и не скрывает Себя от духовного взора людей. Он пришёл возвестить народам волю Божию, заключить Новый Завет со всеми, кто будет в Него веровать. Человек всегда находит Бога, если ищет Его, вдумывается в слова Священного Писания. А что говорил Господь апостолам, когда посылал их на проповедь? Учите народы, крестите, просвещайте! Делатель получит свою награду. Ученики смущались: они же оставили семьи, имущество. И что там впереди — неизвестно. А Христос их убеждал: в этом веке вы будете иметь во много раз больше того, что у вас есть сейчас. В будущей жизни станете наследниками такой Божественной славы, которую представить себе не можете (см. Мк. 29—30).
Евангелие показывает: человек должен быть внутренне свободен от материальной зависимости. Если люди обнаруживают, что за каким-то учением стоит корыстный интерес, это учение сразу ставится под сомнение. Значит, слова — словами, а цель — вот она!
Люди, которые забывают, что созданы Богом — по Его образу и подобию, и ставят на первое место материальные блага, теряют намного больше, чем приобретают. Теряют себя. И всё остальное тогда не имеет цены.
Только духовное, вечное, вера в Бога возвышают нас. Господь сказал: ищите Царства Божия, а всё остальное вам приложится. Будет дарована благополучная, добрая жизнь.
Протоиерей Георгий БРЕЕВ