ВЕЛИКИЙ ПОСТ


Это интервью мы записали с отцом Георгием Бреевым в 2010 году. Возвращаюсь теперь к нашим беседам и понимаю: они не утратят значения и через 200 лет. В них открываются мудрость и опыт праведника, достойно прошедшего земную жизнь.

 Великий пост — время духовное. Мы стараемся прямо встать перед Богом. Пробуем внимательно относиться к своему внутреннему состоянию. Но вот я начинаю молиться — и слышу только, как ноют ноги, спина. Да ещё есть хочется…

— Внимать себе — не значит внимать своему телу, — улыбается отец Георгий. — Дни Великого поста даны нам, чтобы в нас начала раскрываться высота духа. А если мы на первый план поставим проблемы телесные и погрузимся в них, то уже ни о чем другом речь идти не будет.

Суть поста состоит не в преодолении тела. Мы живем в нём. Оно — не просто сосуд, в который помещается душа, а мы сами, наша человеческая природа. Мы не можем освободиться от неё.

— А что можем?

— Разумно приводить тело в соответствие с нормами жизни, которые начертаны в заповедях Божиих, приняты в практике поста. Пост — это, собственно, воздержание. Только через него можно привести тело в такое состояние, чтобы оно было нашим другом в духовном преуспеянии.

В музыке есть такое понятие как ключ.

— Скрипичный или басовый?

— Да, и в этом ключе пишутся ноты. Если ключ поставлен неправильно, то и музыка не прозвучит. Вот и с нашим телом будет неладно, если мы станем бороться против самих себя. А задача у нас — сделать тело со-трудником Великого поста.

— А великопостные службы длинные. Выстоять их трудно!

— Да еще мы кладем много поклонов. Некоторые люди даже оскорбляются: «Я человек важный, зачем мне кланяться? Я и так в душе Богу поклоняюсь!» И стоят на Богослужении, высоко подняв голову, никого видеть не хотят.

Но душа-то у нас живет — не отдельно от тела. Когда мы и чувством, и умом припадаем к Господу, да ещё и телом смиряемся перед Ним, — тогда наша природа достигает состояния, которое нам нужно. Человек умиляется, становится благоговейным. Благодаря поклонам приходит покаянное чувство.

Понятно, что пост у нас двоякий: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно!»

— И не сводится к тому, чтобы просто отказаться от скоромной пищи?

— Этого недостаточно. Богу нужны не наши тела, не состояние желудка и печени.

— Хотя Он нам помогает их улучшить.

— Да, конечно! Но тело должно подчиниться стремлениям духа. Нам надо захотеть очистить себя, свою душу — и через это помочь духу быть собранным, устремленным к Богу. Это, собственно, и есть одна из целей поста.

— А как же святые «умерщвляли плоть»? Разве нам не надо брать с них пример в этом?

— Борьба с природой допустима только у людей очень высокой духовности. Такую борьбу могли вести столпники, затворники. Они много лет готовились к ней — и уже потом её проходили.

А нам рекомендуется спокойное, разумное, благочестивое стремление к тому, чтобы воздержание цельно объяло бы нас.

— Что значит — цельно?

— Ещё раз повторю: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно!» Вот, положим, отказалась ты от скоромной пищи. Но дух твой празден, ищет развлечений. Ты рассуждаешь: «Сейчас у меня дела — с подружками пообщаться, с соседями посидеть. А потом уже помолюсь». И начинаешь задвигать важное — в угол, а неважное — ставишь на первое место.

— А как надо?

— Отсечь ненужные помыслы, развлечения. Перестать смотреть увеселительные программы по телевизору. Приглашают тебя на мероприятие, где будет компания, вино, много еды. А ты и так не успеваешь собрать себя в короткие дни Великого поста.

— Неужели отказаться? Не ходить?

— Конечно. Придёт Пасха — и тогда мы посетим друзей, родственников. А пока — пост. Он будет цельным, если мы позаботимся не только о перемене пищи, но и о перемене настроения ума.

— Само слово «покаяние» — в буквальном переводе с греческого языка как раз и означает перемену ума.

— Наш ум направлен туда, где ему интересно. Зададим себе вопрос: в чём этот интерес?

— Если честно, в том, что сладко и гладко.

— Но в пост Бог оказывает мне доверие, ждёт, что это время я использую для духовной пользы. Приведу в порядок мысли, не буду позволять себе брожения ума, неполезных, ненужных занятий, пустого чтения.

— И усилю полезное?

— Да, прежде всего, уделю время молитве. Она помогает уму сконцентрировать внимание на Священном Писании, священных образах. Буду читать Библию, Евангелие, наставления святых отцов, которые духовно питают человека. Укрепляют, открывают нам область высоких переживаний, состояний.

Когда-то эти высокие состояния были достоянием человека. А потом мы их потеряли. И надо вернуться к ним. Вдохнуть горнего воздуха, чтобы всё внутри — очистилось.

Нам полезны хорошие, добрые, высокие мысли о Боге, о своём плачевном духовном состоянии. О том, что я не исправлен, нет у меня перемены к лучшему, множество страстных движений — не упорядочено. И тогда моя мысль направляется вперед.

Есть такое понятие — впереди идущий. За ним движется целый отряд, а он смотрит, как бы не заблудиться, не попасть в такое место, из которого трудно выбраться.

Вот так же наш ум ведёт нас в дни Великого поста, внимая покаянным молитвам, великопостному Богослужению. И мы подтягиваемся за ним.

Входим в церковь, а там — совершенно иная атмосфера. Она меняется в эти дни. Читается много псалмов, раскрывающих великую духовную глубину жизни. Мы начинаем погружаться в эти переживания. Они остепеняют нас, останавливают. Даже очищают, если мы прилагаем к ним сердце.

— Как?

— Просим: «Сердце чисто сожизди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего…»

Все эти молитвы — проникновенные. Стоит послушать хорошего чтеца — и в дни Великого поста душа проникается этим пророческим высоким молитвенным духом. Появляется цельное духовное настроение.

А телесный пост нам рекомендуется — согласно возможностям каждого человека. Мы знаем, что в церковь ходит много пожилых людей, у которых полно болезней.

— Болезней и у молодых хватает.

— Великий пост — строгий и долгий. Вместе со Страстной седмицей — почти пятьдесят дней. Легко тому поститься, кто физически здоров, молитвенно настроил себя, имеет навык, полюбил пост как друга, который ему помогает в духовном преуспеянии. А тот, кто физически изнемогает, чьё здоровье ослаблено, тому надо поститься духовно и подбирать для тела такую пищу, которая давала бы человеку возможность и воздерживаться, и не терять своего рабочего состояния.

— Батюшка, но многим не хватает воли, чтобы поститься.

— Да, решимость у нас должна быть. Пост — это же особая культура, существующая в Церкви. Она прекрасна и высока, но, чтобы приобщиться к ней, надо себя воспитать, подготовить.

Сразу без подготовки человек порой пугается. Попостится две-три недели — и начинает пятиться назад. Даже недовольство высказывает: «Я пощусь, а у меня состояние ухудшается! Сил не хватает на работу и домашние дела».

Конечно, такое чрезмерное пощение, не освещённое разумным отношением, может привести к боязни поста.

— Бояться не надо?

— Конечно, не надо, а нужно знать своё телесное состояние. Я многим рекомендую: «Вы попоститесь первую неделю построже, а дальше — посмотрите. Если всё благополучно, вам стало не хуже, а лучше, что-то мешающее, отяжеляющее отошло, то и дальше продолжайте так же». Мы же страдаем чревоугодием, объедением.

— Это да!

— И часто тело утяжелено неразумным, чрезмерным питанием. А это препятствует нашей молитве. Пословица говорит: «Сытое брюхо для молитвы туго». Наелся — и уже полежать хочется.

— В пост мы узнаем себя, стараемся переменить своё мышление. Но пост — это прежде всего путь к Пасхе, Воскресению Христа. Почему к празднику надо идти постом?

— Такая традиция пришла к нам из глубины веков. Время Великого поста — это Божий, небесный дар. А сам пост предуказан нам Самим Спасителем. Перед тем, как выйти на общественное служение, Он сорок дней пребывал в пустыне в строгом посте. Даже пищу не вкушал. Потому и нам установлена четыредесятница — в честь этого сорокадневного поста Господа.

— Мы тоже готовимся выйти на служение?

— Нет, готовимся приобщиться духовному нетлению, о котором говорит нам Пасха. Духовному преображению, со-воскресению с Христом.

Пост — время покаянной духовной печали о своих грехах, созвучной страданиям Спасителя. Завершается пост Страстной седмицей, когда мы со-переживаем той жертве Господа, которую Он принёс за каждого из нас, приняв на Себя грехи мира. Принёс Себя в жертву — для искупления всего человеческого рода.

Смерть Христа на Кресте неотделима от Его Воскресения. Во Христе Воскресшем мы получаем полноту, оправдание, обновление духовной жизни. Пасха — это явление силы будущего Царства Божия. Оно откроется всему человечеству.

Наш жизненный путь Господь обозначил как узкий. По этому пути мы идём к вечной Пасхе: «О, Пасха велия священнейшая Христе, о мудросте и Слове Божий и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

Мы приобщаемся к спасительной Пасхе — нашей радости, конечной цели, победе и торжеству нашей веры.

— Вы назвали Великий пост и коротким, и длинным. Так оно и есть. Тут нет противоречия.

— И ещё это узкий путь — молитвы, воздержания, скорби о своих грехах, внутренних беззакониях. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ