МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ

(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—1. 2023)

Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени посмотреть, о чём говорил батюшка. Мы занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий заболел и преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И всё-таки не оставляла мысли: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации и печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе:

— Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начнём с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Он был убеждён:

— Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО

Отец Георгий рассказывал:

Последнее обращение к Богу в молитве Отче наш такое: но избави нас от лукаваго. Откуда это название — лукавый? От слова лук. Это древнее оружие, стрелами поражавшее врага. Лук — изогнутый, не прямой.

Лукавство в духовном плане — искривлённость сознания. По природе душе нашей свойственны простота, открытость. Лукавый человек их теряет, хитрит. Вместо доброго слова говорит неправду. Перестаёт различать, где правда, где ложь. Привыкает ко лжи, начинает ей верить — и она становится нормой его жизни.

Лукавые помыслы захватывают человека, переходят в неправые дела. Он ищет выгоды, корысти. Ему хочется показать себя благородным перед другими — и он начинает притворяться.

Конечно, лукавый в полной степени — это сатана, отступивший от Господа, ставший Его противником. Через лукавые помыслы падшие духи ведут брань с людьми. Внушают нам выполнять собственные прихоти, а не законы Божии. Вызывают чувство негодования, а оно приводит к злобе и ненависти.

Нам необходимо, чтобы внутри нас было Царство Божие. Об этом говорил Спаситель (см. Лк. 17, 21). А лукавство так действует на наши чувства, что мы теряем божественные свойства, данные каждому человеку, и становимся сами себе противны.

Христос включает в молитву просьбу: избави нас от лукаваго. Мы просим Отца Небесного, чтобы в этой жизни, во времени нам не пасть так глубоко — до лукавства. Не стать искривлёнными. Не уклониться в словеса лукавствия (Пс. 140, 4), сохранить слова правды.

В конце молитвы Отче наш у евангелиста Матфея есть такое добавление: Яко Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь (Мф. 6, 13). А священники, когда молятся, произносят: Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Этот возглас даёт молитве завершённость.

Источник благодати, силы — только Бог. В начале молитвы Господней мы призываем Бога Отца — Отче наш. Её окончание даёт нам понять: молитва обращена к Святой Троице — Богу Отцу, Сыну Божию и Святому Духу.

Молитва ставит нас в положение сыновства по отношению к Отцу Небесному. Это провозглашает не кто-нибудь, а Единородный Сын Божий. Между Богом и людьми восстанавливается духовное родство.

Вспомним слова Христа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Ин. 6, 43). К Христу невозможно прийти, признать его Мессией, Искупителем без воздействия Духа Божия на человеческую душу. Это открывается нам, если мы глубоко входим в смысл молитвы. Потому преподобный Максим Исповедник считал: в ней раскрыто учение о высокой тайне Святой Троицы.

«В доме Отца Моего обителей много», — говорил Господь (Ин. 14, 2). Человеку нужно туда войти. И мы обращаемся к Богу, просим помощи, благодати и прославляем Его.

Отец Георгий с детства привык размышлять. Научился рассматривать предметы с разных сторон. Взгляд у него был особенный. Такого не найдёшь ни у кого другого. И это понятно: все люди разные.

Его мысли всегда были близки мне. Вот и теперь слушаю размышления батюшки о привычных, ежедневных молитвах — и они открываются в новом свете. Вдохновляют, радуют. Вспоминаются слова отца Георгия:

— Тексты молитв — благодатны. Но мы иногда не замечаем их сути. Надо прислушаться к каждому молитвенному слову, пережить его, приблизиться к смыслу.

(Продолжение в следующем номере)