ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ


Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру…

Тихо в хибарке старца Амвросия Оптинского. Все слушают басню Крылова «Ворона и лисица». И сам батюшка тут же: в белом балахоне, лёгкой меховой ряске, в стёганой шапочке, утеплённой ватой. Больной, слабенький — и с тихой радостью в глазах.

ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ

Очень любил преподобный Амвросий крыловские басни. В них и мудрость, и глубина, и добрая шутка, которая выводит человека из угнетённого состояния. Это нужно было людям, которые шли к нему — как в последнюю инстанцию. Потому что он — Божий, знает волю Божию и может попросить Господа помочь человеку в любой нужде.

Трудна жизнь. У всех без исключения. Боль, горести приводили в Оптину пустынь тысячи людей. К великим старцам обращались за помощью в болезнях, тяжких обстоятельствах.

Читает келейник басню:

Посмотришь на дельца иного:

Хлопочет, мечется, ему дивятся все:

Он, кажется, из кожи рвётся,

Да только всё вперёд не подаётся,

Как Белка в колесе.

И кто-то из посетителей вдруг удивится:

Это же про меня!..

Искал человек облегчения в заботах, а нашёл понимание: «Я же сам себя загоняю! О главном забыл».

Вот и шутки преподобного Амвросия выводили людей из угрюмости, печали, но не развлекали попусту. Всегда обращали к Богу. Только этот Источник может утолить всякую жажду. Только эта Милость исцеляет все раны.

Случалось, старец допоздна задерживался с посетителями — и всё рассказывал разные случаи:

У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который постоянно слышал от хозяина молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» — и сам навык её повторять. Раз летом вылетел он в растворённое окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб. Но скворец по привычке в испуге проговорил Иисусову молитву — и тотчас ястреб отскочил от него. Даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожавшей беды!

Или повторял свои наставления, сложенные стихами, в рифму. Чувство слова у него было прекрасное:

Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать её прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдёт, и усердие придёт. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь!

Обычно люди спрашивают в беде:

За что мне такое?!

А старец терпеливо растолковывал:

Креста для человека Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несёт он в жизни, а всё же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

И, указывая на своё сердце, добавлял:

«Древо при исходищах вод». Бурлят там воды… Вот я, например, всегда был болтуном, любил с людьми поговорить, поразвлечься. Господь и устроил так, что пришлось мне всю жизнь свою толковать с народом. Теперь и рад бы помолчать, да не приходится.

И опять вроде всё сводил к шутке. Улыбались люди его словам и доверчивому тону.

Как-то батюшка сказал:

Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его так же мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних.

Этим преподобный не открывал, а чуть-чуть приоткрывал, почему сам он так тяжело, мучительно болел всю жизнь. Старец добровольно, согласно с волей Бога принимал эти страдания. И опять же приоткрывал, как правильно, духовно относиться к жизни:

Иди, куда поведут, смотри, что прикажут, и всё говори: «Да будет воля Твоя!»

Но вот келейник напоминает батюшке Амвросию, что пора прощаться с посетителями. Старец снимает шапочку, раскланивается и говорит шутливым тоном:

Очень признателен вам за посещение! Отец говорит, что пора…

Он действительно был признателен людям за то, что они верно выбрали последнюю инстанцию — Бога. Знал: Господь поможет им так, как никогда не сможет помочь человек.

СЛОВО — НЕ ВОРОБЕЙ

«Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаёшь унывать…» — так начал письмо к одной настоятельнице монастыря преподобный Амвросий Оптинский. И, скорее всего, «начальственная мать» улыбнулась. А улыбка прогоняет уныние. Человек оживляется — и начинает видеть мир не однотонно-серым, а в разных цветах.

«На земле всё делается и совершается при посредстве какого-либо орудия, — писал в другой раз святой старец. — Есть смешная, но верная пословица: без струмента и вошь не убьёшь. Потребен ноготь. Вот я серьёзное и заключил смешным, чтобы тебя, серьёзную, сколько-нибудь развеселить. Потому что, как я тебе уже писал, всех веселящихся по-христиански жилище в горнем Сионе» (Пс. 86: 7).

Вот и вопрос: что значит — «веселящихся по-христиански»? Сам преподобный был примером этого. Болезни его всё усиливались, страдания и немощь — возрастали. А он находил для других ласковое, заботливое, радующее слово. И христиане веселились.

Старец предупреждал настоятельницу: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносить слова разумно обдуманные».

Послал в монастырь картину, вышитую шёлком. На ней странник, птицы. Обычно батюшка сам толковал изображения, вспоминал притчи, пословицы. А тут предложил настоятельнице объяснить сёстрам смысл «полотна»: «Но скажу тебе: придумывай толкования такие, которые располагают к утешению, а не такие, которые наводят уныние, от которого, по псаломскому слову, находит дремота душевная. Не без причины апостол заповедует ко всем: долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всём благодарите: сия бо есть воля Божия».

А какое замечательное наставление для чтения! Нам тоже надо этим вооружиться: «Постараюсь выслать для тебя и для сестёр несколько малых книжиц — выписки из Ефрема Сирина. В последней главе он описывает, как видел рай. С этой главы и нужно начинать чтение этой книги. Тогда и прочие главы будут более удобоприемлемы».

Даже очень серьёзные духовные советы старец облекал в лёгкую форму, с рифмами, которые вызывают улыбку: «Евангельское учение утверждается четырьмя евангелистами, а жизнь христианская четырьмя главными добродетелями — мужеством, мудростью, целомудрием и правдою. Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться хотя бы и под благовидным предлогом».

Трудно нам переменить сознание, жить по-христиански. Всё время сбиваемся на греховные привычки. Святой это знал и терпел: «…всегда толкую до усталости с приходящими чадами и чадцами. Но как-то плохо вяжется у нас слово Божие; толкуем, а плохо понимаем, подобно слепому, которому толковали о белом цвете.

Слыша о нём, слепой спрашивал:

Какой это белый цвет, на что он похож?

Слепому отвечали:

Белый цвет — как белый заяц.

Слепой спрашивал:

Что ж — он такой же пушистый?

Нет, — отвечали, — белый цвет, как белая мука!

А слепой говорит:

Что ж — он такой же мягкий и рассыпчатый?

Нет! — говорят слепому. — Белый цвет, как снег белый?

Что ж — он такой же холодный?

Нет, — возражали слепому, — белый цвет, как чистый белый творог.

Что ж — он такой же сырой?

Толковали, толковали со слепым, а до настоящего толка не дотолковались. Так часто бывает и с нами. Толкуем, толкуем, а до настоящего смысла не доберёшься; или плохо понимаем, или нетвёрдо принимаем, или судим о вещах духовных по земному житейскому, а не по евангельскому учению. Царствие Небесное желаем наследовать и с Христом быти, а потрудитися и пострадати о Христе не произволяем. От нихже первый есмь аз».

А уклониться — нельзя: «угрожает… опасность неключимого раба, скрывшего талант слова в земле нерадения».

«ЛУКАВСТВО ХУЖЕ НЕВЕРИЯ»

Какое настало время! Бывало, если кто искренне раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую. А теперь часто бывает так: человек расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но затем опять за своё принимается, — удивлялся преподобный Амвросий Оптинский.

Но что ж делать, раз люди так переменились? И он тут же начинал милостиво утешать грешников. Вспоминал такую историю: «Один человек всё грешил и каялся — и так всю жизнь. Наконец, покаялся и умер. Злой дух пришёл за его душой и говорит:

Он мой.

Господь же говорит:

Нет, он каялся.

Да ведь каялся — и опять согрешал, — продолжал диавол.

Тогда Господь ему сказал:

Если ты принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ».

В небольшой приемной старца собирались разные люди. Кто-то вслушивался, запоминал каждое слово. Кто-то спорил, возмущался.

Как вы нас терпите? — иногда спрашивали отца духовные чада.

А он отвечал так, чтобы и нас научить терпению и состраданию. Например, про одну женщину говорил:

Если здесь, где я стараюсь её успокоить, ей всё-таки так тяжело, то каково же будет там, где все ей будут противоречить? Как же её не терпеть?

Очень любил батюшка церковное пение. Гармоничное, стройное. Однажды певчие пришли к нему в келью и пропели из апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8. 35). Апостол утверждал: никто и ничто. Но старец Амвросий, прекрасно знавший грешных людей, со вздохом произнёс:

Кто нас отлучит? Да всё нас отлучает от Бога!

Правда, сам батюшка от Него не отлучался. И чадам духовным это завещал. Учил их и нас главному — покаянию.

Какое-то время духовником преподобного Амвросия был иеромонах Платон. Он вспоминал:

Как назидательна была исповедь старца! Какое смирение и сокрушение сердечное выказывал он о грехах своих! Да и о каких грехах? О таких, которые мы и за грехи не считаем…

Старец Амвросий объяснял:

Если будешь принимать людей ради Бога, то, поверь, все будут к тебе хороши.

Но ведь и на него обижались! Не понимали, оговаривали. Порой до смешного доходило. Одна госпожа жаловалась батюшке на мужа:

У него большой недостаток — излишняя доброта.

А старец считал, что доброта человека внешне проявляется как лысина.

Плешивый? — воскликнул батюшка. Снял с головы шапку: — И я тоже!

А женщина обиделась: что же он так про её мужа? Только позже поняла: это было утешение ей. Доброе отношение старца — ради Бога! — всё-таки победило.

Ближним мы должны оказывать всякую милость, а от себя требовать всякую истину, всякую правду, — учил преподобный Амвросий. Как и все святые.

Однажды батюшка спешно вошёл к себе в келью, взял деньги и произнёс:

Пришла вдова с сиротами — мал мала меньше! Всех сирот человек пять, а есть нечего. Сама горько плачет и просит о помощи. А самый маленький ничего не говорит: только смотрит мне в глаза, подняв ручки грабельками. О-о! Да как же не дать-то ему?!

Но за милостыней приходили и лукавые люди — из ближнего Козельска. А потом смеялись:

Мы отца Амвросия обманываем. Скажем, что на паспорт надо. Он по рублю нас оделит, а мы возьмём да пропьём.

Что же отвечали им верующие?

Не проведёте, дураки, батюшку. Он всё знает, да только, вас жалеючи, подаёт вам, чтобы вы грабить не пошли…

Ждал старец, чтобы человек одумался. Ведь не оставляет нас Господь, вразумляет. Всегда даёт шанс покаяться. Стать человеком.

К концу жизни преподобный Амвросий особенно уставал от посетителей. Как-то признался:

Да с вами-то мне иногда уже очень трудно бывает. Вот я, кажется, всё вам говорил, всему учил. Только не знаю, выучил ли чему-нибудь… По крайней мере, имейте мир между собой.

Часто предупреждал:

Лукавство — хуже неверия.

И всегда утешал:

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить своё сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу (исповедовать грехи — прим.) и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

НУЖДА НАУЧИТ

Один отец послал сына в лес по делу, а сын и говорит:

Батюшка, как же я там буду один? Я ничего не знаю.

Ничего, ступай, — отвечает ему отец, — нужда всему научит.

Сын поехал, но вот в лесу сломались у него сани. Вспомнил он слова отца: «Нужда всему научит», — и давай кричать:

Нужда! Нужда!

А эхо отвечает ему:

А-а!

Ждал, ждал он, кричал, кричал — и никто не пришёл к нему на помощь. Тогда он слез с саней, кое-как поправил их, приехал к отцу и говорит:

Обманул ты меня, батюшка! Ведь нужда-то не пришла мне на помощь.

Да как же ты справился-то?

Да кое-как.

Вот это-то самое, что ты кое-как справился, и означает, что нужда научила тебя, как поступить.

Эту историю рассказывал духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский. Он знал, как учит нужда. И часто вспоминал одного монаха, которого сильно беспокоили бесы. Нужда научила его Иисусовой молитве. А самого батюшку Амвросия — научила защищать то, что, казалось бы, несомненно…

16 июня 1862 года отошёл ко Господу настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей. Этот удивительный старец, причисленный к лику святых, распорядился, чтобы после него настоятелем стал отец Исаакий. А этот великий старец, тоже причисленный к лику святых, настоятелем быть никак не хотел. Жил он в скиту, был иеромонахом, и новый крест казался ему слишком тяжёлым.

Настоятелей в Оптиной пустыни всегда выбирали братья — на собрании, голосованием. Отец Исаакий уговорил (и ведь смог!) старца Амвросия не голосовать за него. Старец согласился: он был уверен: преподобный Моисей высказал волю Божию — и она осуществится без его голоса. Выберут отца Исаакия.

А случилось — иначе. Братья проголосовали за другого почтенного и уважаемого монаха. Что было делать? Смириться? Нужда вынудила батюшку Амвросия потрудиться.

В Оптиной находился Калужский архиерей. К нему-то и отправился старец. По пути ему встречались монахи — и всем он подробно рассказывал:

Батюшка отец Макарий при жизни назначил отца Исаакия преемником отцу Моисею, и потому я иду теперь к преосвященному объяснить это.

Никто не возражал старцу. Только владыка с удивлением спросил:

Почему ж вы раньше молчали?

Настоятелем Оптиной пустыни стал отец Исаакий, как ни противился. А монаха, выбранного на эту должность братьями, очень скоро перевели в другой монастырь — тоже настоятелем. Он этому служению соответствовал.

И только одному нужда никак не могла научить старца Амвросия — жалеть себя. Хотя бы немного. Он очень болел, неделями и месяцами продолжались у него кровотечения. Батюшка лежал в постели обескровленный, обессиленный. Наконец понял, что летом ему надо уединяться, отдыхать, восстанавливать силы. Сколько возможно.

На лесной поляне, в тишине и красоте построили дачу для старца. Сюда он приезжал с келейниками в будни, а в субботу и воскресенье возвращался в скит: исповедовал братьев и мирян.

На дачу приходили редкие гости — оптинские монахи. Как же жалел их старец! Чтобы они хоть немного отдохнули, утром запрещал их будить — и отцы, проспав правило, очень смущались. А батюшка говорил со своей всегдашней улыбкой:

Ну, уж мы гостей не беспокоим…

Постепенно про старцеву дачу узнавало всё больше людей. Их тоже учила нужда, как попасть к батюшке. С утра и до вечера продолжался наплыв посетителей — с вопросами, бедами, недоумениями. А то и так — любопытства ради. Батюшка жаловался в письме: «На лбу ни у кого не написано, кто он таков; а говорит, что ему потолковать нужно, и не хочет знать, что мне недосужно, да и от немощи и усталости это очень натужно».

Душа старца порой вопила о милости. Но голос у него был тихий, слабый — и почти никто не слышал, как он вдруг произносил:

Вот все могут говорить о своих болезнях, а я и не говори: начнутся оханья, слёзы. Потому если и скажу иногда, то только часть. А если бы знали всё, что я чувствую… Иногда так прижимает, что думаю: пришёл конец…

В другой раз обронил:

Всё скрывал свои болезни, а теперь уж хочу говорить. Может быть, легче будет…

Дача перестала быть убежищем, охранявшим батюшку Амвросия. От переутомления он опять тяжело заболел, слёг надолго.

В письме духовному чаду преподобный Амвросий сообщал: «О себе скажу, что я по утрам ощущаю большую тяжесть, как бы пуды на мне висят». И ещё: «Слабость и болезненность усиливаются, и переодевания и переобувания утроились; жара и холода равно не переношу. В меру только один семнадцатый градус тепла; а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться. И как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки, и своими толками умножают жар».

Нужда учила старца. И всё чаще он ограничивал беседы с людьми евангельскими словами: «претерпевший до конца спасён будет» (Мф. 10. 22).

НЕ ОСТАВЛЮ ВАС

Умирал старец в Шамординском монастыре среди большого количества людей. Келейники пускали к нему, уже почти лишившемуся чувств, монахинь и послушниц, чтобы те могли поклониться духовному отцу, проститься с ним. И некоторые видели: батюшка приоткрывал глаза и провожал их тем неповторимым, единственным взглядом, которым только он смотрел на человека.

Преподобный Амвросий всё знал о своём уходе. Часто повторял у могилы своего любимого старца Макария:

Великий человек был батюшка отец Макарий! Вот привёл бы мне Господь хоть у ножек его лечь!

Рядом с часовней преподобного Макария приготовили могилу для его духовного сына. А потом к макарьевской пристроили амвросиевскую часовню — поставили ещё три стены.

Как-то шли посетители Оптиной пустыни мимо могилы батюшки Амвросия. А в это время часовню красил старый маляр. И кто-то спросил:

Вы знали старца?

Как мне было его не знать, моего благодетеля? — сказал маляр. — Раз говорю я ему: «Батюшка, мне ведь жить недолго остаётся, видите, здоровье моё какое». А он мне отвечает: «Только ты сперва меня помажешь». Не понял я тогда, что бы это значило. А вот и пришлось над ним часовню мазать…

Во Введенском храме Оптиной пустыни лежат святые мощи преподобного Амвросия. Каждый день люди прикладываются к ним — с благодарностью. Обращаются к батюшке с бесчисленными просьбами: тяжки жизненные кресты. И постоянным утешением вспоминаются слова милостивого старца:

Не оставлю вас!

Вот и зовёт нас Оптина — несмотря на дальность расстояний. Там мы встречаемся с оптинскими старцами. С их теплом, милостью, снисхождением. И уезжаем, согретые любовью. Стараемся «жить — не тужить, никогда не унывать, никому не досаждать, и всем мое почтение!»

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

23 октября — память преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца

24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев