ВЕЛИКОЕ СНИСХОЖДЕНИЕ БОГА К ЛЮДЯМ

Алексей Кондратьевич Саврасов. Зимний пейзаж

Пресвятая Дева Мария и старец Иосиф Обручник добрались до Вифлеема. Вероятно, двигались они медленно. Пришли поздно. И, к кому бы ни постучали, им говорили:

У нас нет места!

Дома и гостиницы были переполнены. Потомки царя Давида собрались в родной город на перепись населения. Всем хотелось устроиться в тепле, уюте.

А между тем Марии «наступило время родить». Что было делать? И путники вышли за пределы города, укрылись в пещере, куда в непогоду загоняли скот. Здесь Пречистая «родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» — кормушку для скота. Совершилось снисхождение воплотившегося Бога к людям. «Великого благочестия тайна», по словам апостола Павла (см. 1 Тим. 3. 16).

Тихо было на земле. Привычно тихо. И вдруг — темноту ночи взорвал яркий свет. Открылось небо. Пастухи стерегли на поле стадо и испугались. Они увидели ангела, а тот произнёс:

Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

И пастухи пошли к пещере — встретиться с великой радостью. Увидели юную Деву Марию, старца Иосифа и Младенца в яслях — нашего Бога. Ликование неба наполняло их души. С трепетом, удивлением, благодарностью поклонились они Христу. И рассказали Пречистой Деве Марии, почтенному старцу Иосифу о явлении ангелов, небесном гимне Творцу (см. Лк. 2, 8—20).

Из дальних краёв уже спешили к Младенцу восточные мудрецы — волхвы. Шли на свет звезды, которую увидели на востоке. Мудрецы несли Ему дары: золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как Обречённому на смерть, приносящему Себя в жертву за наши грехи (см. Мф. 2. 2, 11).

В Вифлееме — городе хлеба — беззащитным Младенцем родился Тот, Кто назвал Себя хлебом Божиим, «который сходит с небес и даёт жизнь миру» (Ин. 6, 33). Из полноты бытия Христос Спаситель снизошёл в ограниченный, временный мир. Соединил Свою Божественную природу — с человеческой. Стал Богочеловеком.

Не было другого пути спасти отпавших от Него людей. Мы заблудились, омертвели настолько, что нас пришлось творить заново. И Христос — родоначальник нового человечества. Вдумайтесь, к какому роду мы принадлежим. Те, кто принял Его, родились от Бога (см. Ин. 1. 12—13).

На праздник Рождества Христова, словно древние пастухи, мы идём к вертепу из душистых еловых веток. Он стоит в центре храма. Видим на иконе Младенца, от Которого исходит свет. Припадаем к Нему и Его Пречистой Матери. Понимаем: однажды произошло и постоянно, изо дня в день, происходит великое снисхождение Бога к человеку. Свет наполняет души. И как же важно для нас идти освещённой дорогой жизни!

Мы помним, какую цену Господь заплатил за наше спасение. Своей жертвой Он искупил нас, вырвал из плена греха и смерти, соединил с Богом. Христос — единственный Искупитель. Он приходит и открывает человечеству вечную радость — вечное Небесное Царство.

7 января — Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

8 января — Собор Пресвятой Богородицы. Память праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня