(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—1. 2024)
«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.
Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
И ИЗБАВИ МЯ ОТ ВСЯКИЯ…
Отец Георгий прочитал ещё одно прошение из молитвы:
И избави мя от всякия мирския злыя вещи. Что это за мирския злыя вещи? Иногда злыми в народе называют какие-то места: болото, гору. Предупреждают: ничего доброго не будет, если туда полезешь. Но сами по себе они, конечно, не злые. И не о них говорит преподобный Макарий Великий. А о чём?
Злую вещь производят наши действия, направленные не на добро, а на что-то бесполезное или вредное. Но не только. Есть такое понятие секуляризация — обмирщвление, освобождение от церковного влияния. Мирские желания известны: что-то приобрести, создать. Само по себе оно не имеет зла, но направление, результат деятельности человека может обернуться нечувствием Бога.
Вот пример. Внешне люди ведут себя одинаково: строят дома. Один с молитвой. Здесь поселится его семья, он просит Божиего благословения: «Да будет всё во славу Твою, Господи!». Другой не обращается к Богу, у него сугубо мирские цели. При чём тут Бог? Зачем Ему молиться? Человек уверен: он делает нужное дело.
Повторю: внешне всё одинаково. Но если человек работает ради Бога, это полезно ему. А если созидает не с Богом, то не вносит в дела разумного смысла. И это может обернуться тем, что он произведёт мирскую злую вещь.
«..от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь (Мф. 12, 37). В вещи не всегда имеется зло. Его совершают люди — в полном безверии.
Нет ни одного места на земле, где бы Бог не присутствовал. Но душа человека иногда закрывается от Него — и тогда теряется смысл всякой деятельности. Душа становится измотанной, мятётся, приносит себе вред.
Дальше Макарий Великий просит Создателя избавить его от диавольского поспешения. Что это такое?
Существуют нормальные, здоровые жизненные ритмы — в природе, в нашем организме. Как только человек начинает эти ритмы изменять, строй жизни ломается.
В 1930-х годах большевики, чтобы побороться с церковным наследием, решили отменить семидневную неделю — с понедельника до воскресенья. Назначили неделю шестидневную: день первый, день второй… день шестой.
Через искусство идеи приносили в народ. И нововведение было закреплено в фильме «Волга-Волга». Помните плакаты? «День первый» и т. д.
Но в ритме шестидневной недели люди жить не могли. Пришлось вернуться к Божиим семи дням: от понедельника до воскресенья.
Отец Георгий рассказывал:
Ускорение ритма жизни превращает нас в болванки, шурупчики: вертимся, крутимся, а пользы для души не получаем.
Верующие люди всегда опасались дьявольского поспешения и боролись с ним: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Слава Тебе, Боже наш!».
Но сейчас дьявольское поспешение многими оправдывается. Я, признаться, борюсь со священниками, которые ускоряют темп службы. Что получается, если произносить молитву побыстрей? Она исчезает. Дело, к которому ты приступил, обессмысливается.
Никогда не спеши. Если заспешишь, демон уведёт тебя в сторону. Молитвенное правило кое-как вычитаешь. Вроде весь день будешь занят, просуетишься. А что сделано? Ничего.
Из уст Макария Великого идёт откровение для нас: помолись как следует, сосредоточься на одном деле, не думай ни о чём другом. Другое придёт — и отдашь ему всё внимание. Не нарушай правильного ритма делания, это никому не принесёт доброго плода.
Бог посылает дождь на землю. Потом вода возвращается в облака, снова проливается дождём. Интересный образ. Так и дела никогда не кончаются. Сколько ни трудись, они всё равно не убывают. Их надо разумно распределить. И мысли направлять к Творцу.
Однажды я опоздала на встречу с отцом Георгием.
— Посмотри, сколько времени, — укорил он меня.
— Батюшка, простите! Но на дороге было очень напряжённо, я решила не спешить и всех пропускать.
— Правильно, — сказал он.
Отец Георгий всегда приезжал заранее на службы, на собрания, на любые мероприятия. Чтобы не спешить.
Батюшка продолжал:
Как бывает в природе? Сеется в землю семя, всходит росток, крепнет, цветёт, появляется плод. В духовном плане у нас происходит то же самое. Человек живёт на земле, но он приобщён к Небесному Царству, Божественной вечности. И преподобный Макарий просит Господа: и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ради человеколюбия нашего Творца, с Его помощью туда можно войти. Спасения приходит только от Бога.
Наша жизнь в этом мире — путь к вечной жизни. Тех, кто любит Господа, Он ведет аккуратно, с любовью и вводит в Своё Царство.
И дальше — осмысление Макария Великого: Ты бо еси мой Сотворитель и всякаго блага Промысленник и Податель. Бог создал человека, дал нам пути жизни. На Него мы уповаем: о Тебе же все упование мое. И Тебе славу воссылаю ныне и присно и во веки веков. Такими высокими переживаниями заканчивается эта коротая молитва.
(Продолжение в следующем номере)