4 сентября преставился к Богу протоиерей Сергий Резников. Он служил в Успенском храме Красногорска. Участвовал в нашей газете с первых номеров. Был духовным чадом и другом протоиерея Георгия Бреева. Они одногодки.
Однажды зимой я сфотографировала отцов вместе (Резников справа). У нас было прекрасное настроение. Они облокотились на перила и заулыбались. Такими и остались в моей памяти.
Отец Сергий был художником. Через искусство пришёл к вере. Умный, тактичный, внимательный, он обязательно помогал любому человеку в беде, растерянности, печали. Был настоящим батюшкой.
Недавно я нашла интервью отца Сергия. В каком году мы его записали, не знаю. Но то, о чём говорит священник, было важно тогда, нужно сейчас и не потеряет актуальности в будущем.
Вечная память отцу Сергию!
МЕЛОЧИ
Кто в малом верен, тот верен и в большом. Много раз встречаем мы эту заповедь в Евангелии. И всегда, наверное, удивляемся: да почему же? А всё дело в том, что малое — это часть целого Божиего мира. В нашей грешной жизни он так и проявляется — совсем чуть-чуть. Но за малым — скрывается великое.
— В духовной жизни к мелочам надо относиться очень внимательно и осторожно, — говорит протоиерей Сергий РЕЗНИКОВ из Успенского храма Красногорска.
— Вероятно, потому, что через них в нашем больном мире проявляются и добро, и зло?
— Конечно. И нам надо стараться не ранить других людей — с одной стороны. А с другой — не подцепить чью-то «болезнь».
— Например?
— Я бываю на православных выставках и вижу, как некоторые люди попадаются на удочку сектантам, раскольникам — из-за того, что не придают значения мелочам.
Как сектанты зазывают нас писать записки? Вроде бы и слова правильные произносят, но тон вызывает настороженность. Он слишком рекламный или сладковатый. Я подходил, спрашивал, из какого монастыря эти люди. Оказывалось, из каких-то раскольнических группировок.
Они часто рекламируют свои «чудотворные иконы» или своих «старцев», «епископов». Недавно одна женщина из нашего прихода на это поймалась. Оказалось, епископ там был самодельный. И таких самосвятов сколько угодно!
— А это уже не мелочь!
— Картина всегда состоит из мазков — и по тому, как они положены, узнаются и время, и автор. Но, не видя всего замысла, ты не видишь и то, какими деталями достигается главное.
Отсюда вывод: надо всё время иметь в виду это главное. Цель жизни, например. И тогда можно понять, какие мелочи важны, а какие — нет, и даже мешают.
— Выходит, есть мелочи, на которые не стоит обращать внимания?
— Да, и это важно различать. Апостол Павел придавал большое значение именно важным мелочам. А неважным — не придавал никакого.
Положим, женщина с непокрытой головой зашла в храм срочно написать записку. Можно принять записку, а потом вежливо, спокойно сказать: «Вы знаете, в церкви принято женщинам быть с покрытой головой». А можно сразу выпалить: «Что это вы без платка пришли?!» И этим человека ошарашить. Люди буквально годами не приходят в храм после такой грубости.
Если считать главным платок — это одно. А если главным считать человека, то будешь реагировать по-другому.
— Я с вами согласна. Но у женщины за свечным ящиком, принимавшей записку, тоже могут быть обстоятельства, с которыми она не справилась — и сорвалась. Все мы немощные. Себя слышим (и то плохо), остальных — нет. Что нам делать?
— Просить: «Господи, прости меня, и помоги человеку, которого я обидел!»
Если мы путаем важное и неважное, мелочи переходят в мелочность. От великого до смешного — один шаг.
В церковной, духовной жизни такие ошибки встречаются на каждом шагу. Мы обращаем внимание на тонкости, пылинки сдуваем. А главное — упускаем из виду.
— Господь по этому поводу говорил: оцеживаем комара и поглощаем верблюда?
— Конечно. Подходит кто-нибудь и спрашивает: «Как правильно молиться о больном?» Отвечаю: «Молись, чтобы Бог помог, исцелил человека». — «Нет, мне надо знать, какими словами!»
— А Бог видит сердце человека и принимает нашу заботу о других. Даже до того, как мы высказали просьбу.
— А разве можно убиваться из-за того, что сначала поцеловала руку священнику, а потом — крест? Или перекрестилась в неположенное время? Или съела на одну конфетку больше, чем обычно?
— Конечно, не стоит.
— А кто-то придумывает себе приметы, талисманы, впадает в суеверия. В таких людях развивается мелочность, которая проявляется как обидчивость, неумение прощать, мстительность, злопамятство, узость взглядов, не великодушие.
Доходит до абсурда. Люди выискивают и приносят на исповедь такие «грехи»: сморкнулся не в том месте, забыл поставить будильник, проспал передачу «Радонежа». Или — была на службе в шапочке, а не в платочке. Последнее вообще относится к разряду самодельных традиций. Женщина должна быть с покрытой головой, а мы цепляемся к мелочам.
— Ещё как!
— И тут снова повторю: будем учиться отличать важное — от второстепенного, чтобы за обрядом не терялась суть.
— А ведь нас всё время тянет на второстепенное, незначительное. Всей крепостью в вере мы стоять не умеем. Особенно это видно, когда читаешь молитвенное правило. Какие только мысли в голову не лезут!
— И надо это замечать. Грех, который человек увидел, осознал, будет исповедан.
— И придёт освобождение от Бога. Его милость.
— Часто спрашивают, как читать Евангелие — стоя или сидя. Положено читать стоя. И вот говорят иногда: «Я не могу стоять. Можно ли мне вообще читать Евангелие?»
— От кого-то из отцов я слышала: «Хоть стоя, хоть сидя, хоть лёжа — лишь бы читать».
— Совершенно верно. По-моему, святитель Феофан Затворник сказал: лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. Простая, казалось бы, вещь.
— Получается, мы все время распадаемся на «молекулы».
— Да, мелочность проявляется во всех сторонах жизни. В частности, в культуре отношений. У нас часто можно видеть, как человек придирается к мелочам, забывая об основном.
Вот идёт полемика о дневниках протоиерея Александра Шмемана. И я читал статьи, в которых авторы просто выискивают, к чему бы им прицепиться.
— А ведь слабости есть у любого.
— Конечно! Была же такая присказка, что каждый человек может стать подсудимым.
— В духовном смысле — точно.
— Но и в мирском тоже. Где-нибудь когда-нибудь, но закон мы нарушаем. Даже если улицу переходим не в том месте. И в результате каждого можно судить. Но если придираешься к мелочам, то главного не увидишь.
— А в дневниках отца Александра открывается красота человеческой души.
— И за каждым мгновением этой жизни он видит вечность. Вот что важно заметить.
Из-за мелочности полемика иногда превращается в обзывание, приклеивание ярлыков, ругань — до ненависти. Всё потому, что из-за деревьев — не видим леса, за мелочью — не различаем главного. А иногда и сознательно его пропускаем.
— Забываем, что грех брата надо покрывать, а не выносить на всеобщее обозрение…
— В одной книге я прочитал такой совет. Когда хочешь, чтобы твоё мнение услышали — в семье, в любой аудитории, дай понять своему собеседнику, что ты к себе относишься так же критически, как и к нему. Что видишь свои ошибки. Затем — что ценишь его достоинства. И только после этого можно указывать на недостатки, но не осуждать другого. Это тоже, казалось бы, мелочи, но с их помощью прокладывается дорожка к взаимопониманию. И человек способен воспринять то, что ты говоришь.
Подтверждение этому есть в книге архимандрита Софрония (Сахарова) о преподобном Силуане Афонском.
— Без ссылок на этого святого не обходится ни одно ваше интервью.
— Да, он мой любимец. В книге описан такой эпизод. Кто-то похвастался преподобному Силуану, что обругал католиков за их ошибки. А старец спросил: «И что дальше?» А дальше католики тоже обругали этого человека и ушли.
И преподобный объяснил: надо было не так с ними говорить. Прежде всего, сказать: «Вы верите в Бога Троицу, мы это уважаем, ценим. Признаёте Пресвятую Богородицу, любите Её. У вас есть таинства. А вот тут — у вас ошибки».
Здесь другие слова, тон, выражение лица. А наши споры обычно заканчиваются взрывами, раздражением, осуждением.
Иногда вместо посещения храма мы можем заниматься хозяйством. Вот говорят: «Надо к Пасхе обязательно комнату убрать».
— Это правильно. В чистоте легче и душе, и телу.
— Но, если мы чистим комнату вместо того, чтобы идти на Богослужение, это уже мелочность, неправильная расстановка приоритетов.
Мелочность проявляется иногда и в нашей церковной печатной продукции. Мне как-то попалась книжка, в которой было перечислено чуть ли не четыреста грехов. Патриарх Алексий II над этой книжкой поиронизировал, назвал ее отчётом о проделанных грехах.
— Хорошо!
— В этой книге, например, считалось разными грехами стирать в субботу носки и рубашки. Вообще было что-то похожее на 613 ветхозаветных законов. И мы сознательно или бессознательно это повторяем.
— Подведём итог. Конечно, мы дробимся на мелочи, словно зеркало, расколовшееся на осколки. Но, оставаясь верными в малом (в мелочи), помня о главном, можем собраться — и с помощью Бога обрести цельность.
— Есть такое изречение у Викентия Леринского: «В главном — согласие, во второстепенном — различие, во всём — любовь». По этому принципу важное отделяется от неважного. В главном не должно быть уступок. Во второстепенном — могут быть различия. В них отражается индивидуальность человека. «Полное единодушие есть только на кладбище», справедливо утверждает поговорка.
— Но любви-то у нас нет?
— Есть, если мы понимаем это и каемся. Она не наша, а Божия. Наши — только грехи.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ