У святителя Феофана Затворника была духовная дочь, и однажды она пожаловалась владыке, что ей скучно, грустно, на душе тоска. В ответ святитель воскликнул:
— С нами сила крестная!
— Расскажите об этой силе, пожалуйста! — прошу отца Георгия БРЕЕВА.
— С нами Сам Господь, — объясняет батюшка. — Это Его сила. Отделить её от Спасителя невозможно. Святитель Иоанн Златоуст тоже восклицал: «О, великая сила Креста! Какие перемены произвела она в роде человеческом!»
— Какие же?
— Христос заранее говорил ученикам о Своём крестном страдании, предупреждал: после того, как Он принесёт искупительную Божественную жертву, человечество будет оправдано и освящено ею. Тогда оно станет способно принять силу Божию, постоянно помогающую верующим в Него.
— Только после Креста?
— Да, и каждый христианин, имеющий осознанную веру, опытом приходит к тому, что через Крест Господь даёт человеку Свои великие блага.
Конечно, святитель Феофан как монах, священнослужитель, епископ по себе знал: сила Божия проявляет себя всегда, во всех случаях, прежде всего — в молитвенном обращении к Господу. А подтверждение этому мы находим в Евангелии.
— Какое именно?
— Вот Христос идёт на жертву — и ученики в печали. Они рассеялись, как овцы, не имеющие пастыря (см. Мф. 26. 31). Торжествовало человеческое безумие, вожди израильские рассуждали так: Иисус Назорей — возмутитель народа, значит, придут римляне и завоюют Палестину (см. Ин. 11. 48).
— Хотя римляне там уже присутствовали.
— Вождям казалось: чем больше последователей у Христа, тем Он больше сеет возмущения.
В Гефсиманском саду Господь молился — и сокровенно, в Божественной глубине принял чашу страданий (см. Мф. 26. 42). Всякому событию предшествует то, что определяет его из духовного мира. Так было и с Ним. А дальше Он шёл на Крест уже как Победитель.
— Люди невольно подтверждали это.
— Верно. Не случайно на распятиях, на просфорах, на Агнце, который изображает Христа-Спасителя на Литургии, сокращённо написано: ИХ НК — Иисус Христос Ника (Победитель).
Господь Своей жертвой, полной отдачей Себя воле Отца Небесного («не моя воля, но Твоя да будет» — Лк. 22. 42), победил то, обо что споткнулась тварь. Чем Господь возвеличил Своё любимое творение?
— Свободой?
— Абсолютной свободой. А творение, начиная с отпавших ангелов, посчитало, что удивительная природа, которую оно получило от Бога, даёт ему право выбирать свободу иную: как хочу, так и буду идти.
Сын Божий в свободе избирает полное послушание Небесному Отцу — вот в чём сила Креста. В победе крестной — одна только глубина Божия, одна подлинная Божественная воля, которой последовал Христос. Он открыл, явил людям Бога и то, как безмерно Бог любит мир, — так, что Сына Своего ради нашего спасения отдал в жертву (см. Ин. 3. 16).
На любовь Отца Сын ответил такой же любовью — полным послушанием, отвержением Себя, Своей Богочеловеческой природы.
— И Божией, и человеческой — вместе.
— Эта победа Христа проявилась в Спасителе даже внешне. Вот Он идёт на страдание. Пётр поднимает меч, чтобы защитить Его от вооружённых людей, — а Господь ему: оставь! «…думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (см. Мф. 26. 53). Сын исполняет волю Отца!
Иуда приводит воинов. Христос спрашивает: «Кого вы ищете?» Они отвечают: «Иисуса Назорея». Господь произносит: «Это Я!» И люди от страха падают к Его ногам. Зачем же они пришли? Кого ищут? Вставайте! «Это Я!» (см. Ин. 18. 6).
Божественная сила идёт от Страдальца, Который добровольно отдаёт Себя в жертву. Это поражало людей: в Нём нет паники, боязни смерти.
— Он не убегает, не прячется.
— Открыто встаёт перед судом синедриона, перед Пилатом. Его спрашивают: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Он отвечает: «Ты говоришь» (см. Мф. 26. 63—64).
— Непривычная форма ответа, правда же?
— Это значит: ты сам называешь вещи своими именами. И распятие на Кресте Он принимает с поистине Царским достоинством.
Люди потом прозрели, начиная с военачальников. Они увидели: так никто никогда не умирал, тут явно невинно страдает на Кресте Сам Бог, отдавая жизнь за оправдание человека. Поэтому сотник воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий!» (Мф. 27. 54).
— А ведь это римский воин!
— И те, кто пришёл поглазеть на очередное зрелище, привычное для языческого мира, увидели: здесь всё иное. Они уходили с Голгофы и били себя в грудь, понимая: совершилась какая-то недоступная им тайна, ощущая свою виновность, греховность. Шли увидеть одно — и поражены были совсем другим: Божественной красотой подвига Спасителя, глубочайшей любовью, доходящей до презрения Себя и Своей Божественной природы.
— Тогда среди дня наступила тьма.
— Произошло землетрясение, отверзлись гробы, воскресли святые и вошли в Иерусалим. Церковная завеса разорвалась сверху донизу (см. Мф. 27. 51—53). Так начала являть себя людям сила Божественного оправдания.
— Она говорила своим — особенным языком.
— Крест, прежде всего, поражает именно Божественностью. Его нельзя придумать, как бы люди того ни хотели. Своё страдание и Своё воскресение Христос объединил — это единое целое. И заранее определил сроки: «как Иона был три дня во чреве кита, так же и Сын Человеческий будет в недрах земли» (см. Мф. 12. 40). Сокрушит глубины ада и явится Победителем над смертью и сутью зла, сконцентрированного в аду.
Когда нам бывает трудно, приходят испытания, мы смотрим на подвиг святых, духовных людей, на жизнь исповедников, новомучеников и говорим: «Боже мой, как могли они это перенести?»
— Не испугаться!
— И нам является пример победы: в их подвиге Бог изобильно являет Свою силу. Память любого святого сопровождается большими знамениями благодати Божией. Этот человек в своей немощи и ограниченной природе только принимал решение идти за Господом, не отречься от Него, а Бог украшал его Своей Божественной силой.
— Силой крестной?
— И самое основное, что открывает Крест: он всегда несёт нам утешение. Ещё пророк Исаия за семьсот лет до прихода Спасителя сказал, что Господь исцелил нас Своею Честною Кровью, пролив её, пригвоздившись к Кресту, и наказание мира нашего — на Нём, и язвами Его мы исцелились (см. Ис. 53. 4—5).
— Какое наказание?
— То, которое должен был понести каждый из нас, так как по природе мы принадлежим к падшему Адаму. Но эта повинность, вся немощь человеческая снимается силой Креста. Надо только в скорби припадать к изображению Креста Господня, читать молитвы, мысленно углубляться в страдания Спасителя.
Наш ум склонен к скептицизму, недоверчивости — чисто человеческие свойства. Всё нам надо руками пощупать.
— Так и есть…
— В наше время Туринская плащаница приближает к людям реальность Креста. Это же нерукотворный образ умершего Спасителя, который начертан энергией воскресения.
В моменты внутреннего колебания или искушений в отношении истины, веры хорошо бы иметь рядом этот образ.
—Почему?
—Даже рациональный человек, если задумается, обязательно скажет: «А ведь это Ты, Господи, начертал Свой лик, воскресая! Это же подлинное чудо!»
Феофан, затворник Вышенский, сумел утешить духовную дочь. А нам разве можно унывать, имея возможность вновь и вновь глубоко переживать страдания Господа, Который ради меня, немощного, грешного, принял их и воскресением явил Божественную победу?
Молясь, мысленно приближаясь к святому образу Божественной плащаницы, мы всегда получим поддержку. Печаль, уныние отойдут, если начнём рассуждать о страдании Христа, о смысле Его страдания. О том, что в плащанице Он показал нам смерть и её преодоление.
— С нами сила крестная!
— И будем помнить: Крест — это Сама распятая Любовь. А любовь — действует в мире. Нет ничего могущественнее неё. В «Песне песней» Соломона сказано: «крепка, как смерть, любовь». Нет, любовь крепче — и побеждает смерть.
Господь благоволил дать нам Божественные средства, к которым мы можем прибегнуть в любой момент жизни и укрепиться, преодолеть трудные состояния. Порой в один момент душа бывает чем-то захвачена. Полчаса назад человек испытывал благодушие, радость, а тут его словно что-то сковало, скрутило. Это тьма обуяла. А тьма прогоняется светом — светом жизни, победы, воскресения, Креста.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Интервью записано в 2014 году