МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—8. 2024)

«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.

Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:

Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:

Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

И ДАРУЙ НАМ…

У пятой молитвы такое окончание: И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь

К сожалению, нет записи беседы об этом отрывке. Сразу начинается объяснение шестой молитвы из утреннего правила.

Молитва 6. ТЯ БЛАГОСЛОВИМ, ВЫШНИЙ БОЖЕ…

Отец Георгий рассказывал:

Автором этой молитвы, как и предыдущей, считают святителя Василия Великого. Мы уже отмечали: он был литургистом. Несколько раз в году служится литургия Василия Великого. Святой написал много канонов, молитв, которые читаются на утрени, вечерне. Прекрасно изъяснял Святое Писание, говорил проповеди, привёл в систему христианское богословие.

Батюшка прочитал молитву:

Тя благословим, Вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа, подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти. Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми наашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою. Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави: отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Эта молитва тоже скорее всего входила в чин богослужения. Почему так можно думать? В ней идёт обращение к Господу от многих людей, собравшихся вместе: Тя благословим, Вышний Боже и Господи милости.

На литургии есть похожая молитва — от всех находящихся в церкви: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Боже наш. Её читает священник в алтаре и поёт хор.

Каждый из нас ищет благословения от Господа. Цель наших молитв — получить от Него помощь, очищение, прощение грехов. Мы хотим, чтобы Бог услышал нас, снизошёл к нам. А в молитве святителя Василия Великого присутствует некое дерзновение: мы Тебя благословляем, Господи! Как это возможно?

Бога благословляли пророки, апостолы, святые. Им был дан дух особой благодати. А обычному человеку разве это по силам, по достоинству? Но на общественном богослужении характер молитв меняется. Молящиеся представляют из себя Тело Христово, Глава которого — Христос. Мы облекаемся особой властью и благословляем Бога Вышнего и Господа милости.

Что такое наше благословение? Нам хочется произнести что-то благое, выразить возвышенные чувства, благодарность, прославить своего Создателя. Для этого не найти слов — и мы прибегаем к тому, что сказано в псалмах, в Священном Писании, где Дух Святой устами святых людей учит нас молиться Богу, возносить Ему высочайшую хвалу.

Господь всегда благословен. Священник возглашает это в начале наших богослужений. Только на литургии произносит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» Этот возглас подчёркивает: Бог соединил всех Свою честною Кровью.

Интересно, что утреннее молитвенное правило мирянина начинается так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». А у священника — иначе: «Благословен Бог наш». Это отражает священное отношение к Господу. То, что служитель Божий будет изливать в молитве, невозможно выразить иначе.

Слова Тя благословим, словно ключ, открывают молитву. Мы сейчас не просим о прощении грехов, а переполнены чувством благодатного переживания нашего Творца и Создателя.

Обращение Вышний Боже показывает: Бог выше всякого творения. Его ещё называют Всевышним. Такое обращение к Господу выражает нашу устремлённость к Нему — вверх, за пределы земной сферы.

Высота пленяет наш разум, дух. Когда мы смотрим на небо, солнце, луну, звёзды, возникает чувство изумления и даже трепет: какая необъятность, неизмеримость!

Понятие Вышний Боже указывает: это не рукотворный бог, которого внизу на земле люди по немощи изображают в виде идолов. Истинный Бог открывается ищущим Его.

Слова Вышний Боже и Господи милости помогают нам понять: Создатель по милости всегда снисходит к людям, слышит нас. И это даёт человеку возможность молиться Ему.

Любое дело отец Георгий начинал с молитвы и молитвой завершал. Повторял:

Без молитвы мы ничто.

И это несомненно. Сам Христос учил людей молиться — наполнять благом дом души.

(Продолжение в следующем номере)