Со мной произошел такой случай. В метро я читала духовную книгу. Рядом стоял вроде бы интеллигентный мужчина средних лет. И вдруг он так на меня рассердился, так разошёлся, что передать нельзя:
— Вроде образованная, а глупости читает! Неужели ты в жизни ничего не понимаешь?!
— Послушайте, вас никто не трогает, ничего вам не навязывает, — ответила я ему. — В чём дело?
В ответ — буря страстей. С этим недоумением я пришла к отцу Георгию Брееву:
— Почему ему так помешала моя книга?
— Потому что здесь действуют разные силы, разные полюса — положительный и отрицательный, — сказал батюшка. — Когда мы читаем Священное Писание, молимся, то наш ум соединяется с Богом, с тем богатством, которое в изобилии преподаётся христианским вероучением. Мы начинаем иначе относиться к себе в свете того, что открывает нам Сам Господь. Приходит понимание: в человеке есть нечто высокое, образ и подобие Божии.
Утверждаясь в своём Первообразе, в том Истоке, из Которого человек получил бытие, мы становимся способны по-новому смотреть на других людей, будь они христиане, мусульмане, язычники или атеисты. Когда же человек заглушает в себе ведение Бога, а в Нём — мира и людей, то он сужает своё сознание, восприятие жизни. И встаёт на ограниченную точку зрения — политическую, научную, атеистическую. Какую угодно. Широту втискивает в эту узость. Получается, что вся его душа тоже сужена. И когда он встречает человека, который ощущает и ведёт себя по-другому, у него возникает нездоровая реакция: «Как ты смеешь быть таким, если я не такой?!» Тут уж он может и взорваться, и оскорбление нанести.
Подобная узость — это же ущербность и ущемлённость души.
— А сам человек это чувствует?
— Конечно, но не всегда способен признать. Не хочет сдвинуться с этой узкой линии сознания. Он её принял, взрастил. Ему же трудно меняться, менять отношение к людям. Легче проявить негатив, на ходу вылить гнев на другого за то, что тот видит и чувствует иначе.
— По сути — здесь выражается недовольство собой?
— Тут сказывается атеистическое воспитание. Оно насадило в сердцах людей представление, что со смертью всё кончается, жизнь длится только на земле, исчисляется маленьким отрезком наших лет.
Знаешь, в чём состояла воинственность атеизма? В невозможности принять широту Божественного откровения. Человеку, встретившему Бога, открывается необыкновенная глубина мира. Апостол Павел даже сказал, что язык человеческий не может выразить, какие блага уготовил Бог в иной жизни верующим и любящим Его (см. 1 Кор. 2. 9).
— Да-да, апостол это написал после того, как побывал на третьем небе, был восхищен туда.
— Люди с узким, ограниченным сознанием всегда нетерпимы, замыкаются на себе. Ко всем, кто отличается от них, относятся непримиримо, враждебно.
Но давай зададим вопрос: что такое зло? Святые Отцы указывали: зло — это как раз и есть попытка любого творения Божиего замкнуться на ceбe, отъединиться от Божией полноты. Так произошло отпадение в мире ангельском: падшие духи замкнулись на себе, на своих совершенствах — и не принимают того, что идёт от Бога.
— Нечто похожие происходит с людьми?
— Здесь проходит линия разделения добра и зла. Там, где ограниченная тварная природа преодолевает себя, входит в полноту, видит иные Божии создания, принимает всё это с радостью, — там открывается возможность роста, совершенствования, духовного обогащения. В этом, собственно, и состоит счастье: мы открываем себя солнцу, звёздам, небу, духовному небу.
А в замкнутости люди только самоутверждаются, стараются всех подогнать под ту мерку, которую сами себе определили. Всё иное, «не такое», что существует рядом, вызывает у них злобное неприятие.
— Значит, не случайно верующие жалеют атеистов?
— Разумеется! Мы видим в них таких же людей, ничуть не хуже нас. Они имеют то же достоинство, дары от Бога, прекрасные человеческие качества. Но атеизм ставит их в ограниченные рамки. Отсюда рождаются состояния, о которых мы и говорим.
Святые Отцы учат: когда видишь в человеке активно проявляющиеся пороки или настроения злобы, не осуждай его. Он такой же, как ты, но в данный момент подвержен недугу. Грех — это болезнь души, духовная язва. И завтра человек может выздороветь, исправиться.
— Прийти в себя?
— И переродиться. Христианство даёт нам именно такой взгляд на людей. Пока мы живём на земле, над нами необъятно распростёрт духовный мир. Каждого, кто искренне обращается к Богу, Он принимает в любой момент жизни.
Такое правильное отношение к людям рождается в нас и от понимания, что мы сами — тоже ограничены в своих заблуждениях, но при всём при том пользуемся неизречёнными милостями и любовью Божией.
На все нездоровые нравственные и духовные проявления верующие смотрят спокойно. Не принимая этих проявлений, молятся с любовью и искренним желанием, чтобы каждый человек пришёл в разум, узнал себя, преодолел внутреннюю ограниченность. Вот и получается, что у верующих и неверующих людей разное отношение друг к другу.
Может быть, атеисты на меня обидятся, скажут: «Что это батюшка ставит нас в рамки каких-то убогих?» Но тут разговор идёт о мировоззрении и мировосприятии. Мы выращиваем себя и определяем свою позицию в жизни в зависимости от того, какая идея нами владеет.
Интервью записано в 1998 году.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ