Он служил священником в Казани, когда там явилась чудотворная икона Божией Матери. Так изволила Царица Небесная, что будущий патриарх Московский и всея России Гермоген нёс Её образ от места обретения — до ближайшего храма. Вспоминал он об этом так: «хотя у меня каменное сердце, но я прослезился». У него был покаянный настрой.
Будущий патриарх написал акафист и удивительный тропарь, которые мы читаем в честь Казанской иконы: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго!..»
Его жизнь резко изменилась в 58 лет. Он овдовел и принял монашество. Довольно скоро стал епископом. Ещё через семь лет, в 1594 году, митрополитом Казанским и Астраханским.
Россия тогда входила в долгое смутное время. Смута — это когда всё неясно, непонятно, неопределённо. Мутно, обманно. Происходил кризис власти. Оборвался род Рюриковичей. Довольно быстро умер сменивший их царь Борис Годунов. Народ присягнул на верность его сыну Фёдору, но молодой правитель был убит. Значит, совершилось клятвопреступление. Ничего доброго из этого выйти не могло. Через два месяца в Москву въехал самозванец.
Дальше события разворачивались так. Самозванец хотел жениться на католичке. Но католиков в России считали злейшими еретиками. Архиереи давали клятву не допускать их браков с православными.
Самозванец требовал, чтобы церковные иерархи разрешили ему венчаться с иноверной. И ведь никто не возразил! Только митрополит Гермоген сказал:
— Непристойно христианскому царю жениться на некрещёной, вводить её в святую церковь и строить римские костёлы. Из прежних русских царей никто так не делал.
И его тут же сослали в Казань, в заточение.
Через несколько месяцев самозванца убили — и царём стал Василий Шуйский. А 3 июля 1606 года в Успенском соборе Кремля митрополит Гермоген поставлен в патриархи.
Царь Василий был лукав, двоедушен, непоследователен. Его не любили. Но патриарх всё равно поддерживал законного правителя. И ещё святейший был уверен: смута в обществе происходит от смуты в душе.
В стране объявлялись новые самозванцы, возникали восстания. Народ поддержал Тушинского вора — второго Лжедимитрия. Предатели-бояре хотели царя из поляков — и даже впустили их в Кремль. А поляки сожгли почти всю Москву. Да ещё бросили в темницу патриарха Гермогена за то, что не соглашался на их власть в России.
Старец патриарх хранил верность Православию. Молил, просил Бога и Его Пречистую Матерь спасти Отечество. Из заточения посылал письма в разные города, поднимал народ на защиту родной земли и веры. Благословлял нижегородцев создавать ополчение и с Казанской иконой Богородицы идти в столицу.
Святого Гермогена уморили голодом. Он не дождался освобождения России. Но страна одолела смуту, потом долго выходившую из человеческих душ и умов.
Смута порой захватывает нас. Патриарх Гермоген дал нам урок, как её побеждать: покаянием, молитвой, верностью.
1 марта — память священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея России
«ПОСМОТРИ НА ЧАДО СВОЁ!»
В 1014 году новгородский князь Ярослав восстал на родного отца — великого киевского князя Владимира, крестителя Руси. Православный — на православного. Ярослав отказался платить дань. Почему? Владимир был стар, а сыновей у него — много. И все от разных матерей, кроме Бориса и Глеба, родившихся в христианском браке.
Больше всех Владимир любил Бориса, держал его при себе. Ярослав понял: отцовский престол перейдёт к брату, который моложе — и прав на наследование не имеет. Вот и начал бунтовать.
Что делать с непокорным сыном? Владимир стал готовиться к войне с Новгородом. Но великий князь явно не спешил. И сына жалел, и возраст сказывался. А Ярослав действовал с молодой активностью.
Князья тогда были предводителями вооружённых шаек. Всё время воевали. Своими силами не справлялись — и нанимали иностранцев. Ярослав побывал в Швеции, и в 1015 году привёл с собой вооружённый отряд.
Но Владимир Красно Солнышко к тому моменту преставился к Богу. И началась совсем другая борьба. Когда отец умер, Бориса в Киеве не было, он отражал набег печенегов. Престол захватил Святополк — племянник Владимира. Святополк понимал свою уязвимость и сразу начал убирать конкурентов. По его приказу были убиты Борис и Глеб. Убит ещё один сын Владимира — Святослав Древлянский. Ярослав узнал об этом — и пошёл войной на Киев.
ИНГИГЕРДА, В КРЕЩЕНИИ ИРИНА
Вероятно, незадолго до похода Ярослав женился на дочери Шведского короля. Звали её Ингигердой, в Крещении — Ириной. Отец Ярослава — креститель Руси, а отец Ингигерды — креститель Швеции.
Несмотря на молодость, Ингигерда уже проявила себя как серьёзный политический деятель. Швеция воевала с Норвегией. Это были бессмысленные и изматывающие войны. Чтобы их прекратить, Ингигерда хотела выйти замуж за норвежского короля Олафа. Норвежец пришёл с пышной свитой к шведским границам и ждал невесту. Но отец выдал Ингигерду за князя Ярослава. Вероятно, она согласилась на этот брак, иначе бы он не состоялся: девушка была свободолюбива, предприимчива, умна.
Князь Ярослав подарил супруге богатые владения: город Ладогу с окрестностями. Ладога — это крупный порт на пути из варяг в греки. С тех пор эта земля называлась Ингерманландия — земля Ингигерды, а река, протекавшая тут, — Ингериниоке. На русский манер — Ижора.
ХОРОМЕЦ ДАЁТ БОЙ
Летом 1016 года войска Ярослава и Святополка сошлись на Днепре. Три месяца стояли они на противоположных берегах. Никто не решался начать бой.
Через реку хорошо слышно. Воины переговаривались и дразнили друг друга. Киевляне кричали:
—Эй вы, плотники! Что пришли с этим хоромцем? Вот заставим вас рубить нам хоромы!
Тогда уже знали, что Ярослав любит строить, созидать. Но он умел воевать. Новгородцы переправились ночью через Днепр и одолели киевлян. Святополк бежал в Польшу к своему тестю — королю Болеславу. А Ярослав сел на киевском престоле. Туда прибыла к мужу княгиня Ирина. Теперь она звалась только этим именем.
СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ
Два года прожили супруги в Киеве. И вот в русские земли вторглись поляки. Святополк шёл на Киев с королём Болеславом. Ярослав выступил навстречу. Два войска встали на берегах Буга. Киевляне, как водится, дразнили пришельцев. И так раздразнили, что те бросились на них — и победили.
Ярослав с остатками войска бежал в Новгород. Туда же срочно выехала княгиня Ирина. Чудом не попала в плен. А на киевский престол сел… Болеслав. Поляки распоряжались в городе по-хозяйски. Святополк оказался на вторых ролях. И ничего не предпринял, когда киевляне подняли бунт. Захватчиков перебили. Болеслав бежал. Святополк — остался.
В Новгороде Ярослав набрал новое войско и двинулся на Киев. Святополк выступил ему навстречу. Сошлись на реке Альта, где был убит князь Борис. Видимо, это обстоятельство подействовало на Святополка. Когда Ярослав разбил его войска, Святополк в ужасе бежал. Он сгинул где-то «между чехов и ляхов». Для потомков навсегда остался Окаянным.
ПОБЕДА МУДРОЙ ЖЕНЫ
И опять Ярослав в Киеве. Но через два года на Новгород напал его племянник полоцкий князь Брячислав. Разграбил, набрал пленных — и пошёл восвояси. Ярослав пленников и награбленное добро отбил, а с князем — помирился. Вот как это было. У Брячислава воевали норвежцы. Они подстерегли Ирину, убили под ней коня, разогнали стражу.
—Похоже, вы, северные люди, никогда не перестанете обижать меня! — воскликнула княгиня.
Она стала посредницей в заключении мира. Сразу предупредила стороны, что будет соблюдать интересы Ярослава и своей новой родины.
«ТЫ СТАРЕЙШИЙ БРАТ…»
Снова два года относительного спокойствия. В 1023-м беда приходит из Тьмутаракани (теперь — Тамань). Там княжил Мстислав Храбрый, тоже сын великого Владимира.
Мстислав был известен ратными подвигами и набожностью. Однажды он проигрывал в поединке и взмолился Пресвятой Богородице:
— Если одолею, построю Тебе храм!
Одолел — и соорудил в Тьмутаракани Богородичную церковь. Возможно, это первый храм, построенный на Руси по обету.
Войска родных братьев сошлись. Мстислав одержал победу. А Ярослав, как всегда после поражения, направился в Новгород. Туда Мстислав прислал к нему послов: «Ты, старший брат, сиди в Киеве, а мне пусть будет левая сторона Днепра».
С тех пор братья жили мирно. Мстислав Храбрый устроил себе столицу в Чернигове. А Ярослав княжил в Киеве: за братом — как за каменной стеной.
ИЗ БОЯ В БОЙ
1030 год. Ярослав ходил войной на эстов. Основал город Юрьев (сейчас Тарту). Соорудил там храм в честь великомученика Георгия Победоносца — своего небесного покровителя. Великий князь понимал: государство строится не на силе, а на покаянии и Божией милости.
1031 год. Ярослав и Мстислав вместе отвоевали русские земли, которые находились под польским королём.
1036 год. Умер Мстислав. Детей у него не было — и «левая сторона» опять присоединилась к Киеву.
1037 год. К Киеву подошло войско печенегов. На этот раз Ярослав их окончательно разбил. На месте битвы поставил величественный собор Святой Софии, Премудрости Божией. Позже основал монастырь Победоносца Георгия, возвёл церковь святой великомученицы Ирины — небесной покровительницы княгини.
В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ
У великокняжеской четы было семь сыновей и три дочери. Старшего сына назвали Владимиром — как деда. Ярослав посадил его княжить в Новгороде. Там Владимир тоже возвёл собор Святой Софии, похожий на киевский, но меньше по размерам. До сих пор это главная святыня города.
Мать с отцом бывали в вотчине сына. В Новгороде жили их приёмные дети. Здесь же Ярослав приютил изгнанника — норвежского короля Олафа, бывшего жениха принцессы Ингигерды. Был он христианским подвижником. Позже в Великом Новгороде даже построили церковь в честь этого святого.
СВИДЕТЕЛЬСТВО МИТРОПОЛИТА
Потомки сохранили в памяти общественные дела Ярослава, прозванного Мудрым. Запомнили его битвы, строительство храмов, школ, заботу о монастырях, распространение веры, образования. По сравнению с его современниками князь много думал о настоящем и будущем страны и составил «Русскую Правду» — первый свод законов.
Свидетельство о высокой духовной жизни великокняжеской четы оставил митрополит Киевский Иларион. В «Слове о законе и благодати» он говорил, обращаясь к крестителю Руси:
— Встань, посмотри на чадо своё Георгия (Ярослав тут назван своим церковным именем)… посмотри на украшающего престол земли твоей — и возрадуйся и возвеселись! Посмотри же на благоверную сноху твою Ирину, посмотри на внуков твоих и правнуков: как они живут, как хранимы Господом, как соблюдают правую веру, данную тобой, как прилежат к святым церквам, как славят Христа, как поклоняются имени Его.
ВО СВЯТЫХ
Земная жизнь Ярослава Мудрого и его супруги подходила к концу. Сыновья их получили княжеские уделы — и старались быть правителями по примеру отца. Дочери вышли замуж за государей иных земель.
Ярослав завещал: «Дети мои, имейте друг к другу любовь, ибо вы братья, дети одного отца и матери…» Не случайно он это подчёркивал: «одного отца и матери». Трудно приходилось ему самому с братьями.
Княгиня Ирина умерла в Новгороде в 1050 году. Перед смертью приняла монашество с именем Анна. Её похоронили в новгородской Софии. Четыре года спустя преставился к Богу великий князь Ярослав Мудрый. Он упокоился в Софии киевской.
В земной жизни они учились быть защитниками русского народа. А теперь — защитники перед Богом всех людей, обращающихся к ним за помощью.
23 февраля — память святой благоверной княгини Анны Новгородской (1050)
5 марта — память благоверного князя Ярослава Мудрого (1054)
17 октября — память благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052)