(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Христос сказал апостолам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (от Матфея. 5. 14-16).
Человеку важно пережить, прочувствовать, что он пропадал, а Христос его воззвал и поднял. Пропадал не потому, что жизнь тяжела – и человек оступился, а потому, что сам возлюбил зло – то есть себя больше других, не хотел этого признать и хитрил, чтобы оправдать своё падение.
Такими нас принял, пощадил Господь – и всё нам вручил Своей милостью. Когда Он нас прощает, то возвращает нам доверие и становится беззащитен перед людьми. Только так бывает в личных отношениях. И тот, кто вдруг принимает милость от Него, тоже входит во взаимность с Ним. И, как Он, уже не может не делиться милостью с другими.
Такого человека не нужно ставить на подсвечник, делать ему рекламу. В этом нет необходимости. Он и так свидетельствует о свете. И Христос говорил людям, которые славили Бога: «Иди и расскажи, что сделал тебе Господь!»
А тем, кто удивлялся только делу, например, чуду исцеления, или радовался новым возможностям, а не взаимностью с Христом, запрещал говорить об этом. Потому что слышавшие их рассказ тоже начинали ждать чуда или благ от Господа, а не Его Самого. И Христос не мог войти в личные отношения с ними и помочь им.
Исходящий от помилованного человека свет обязательно коснётся тех, кто его возжелает. Они почувствуют, увидят свет снисхождения к себе неожиданной щедрости. Поэтому Господь как бы говорит: «Не бойтесь! Не нужно на каждом перекрестке трубить о том, какие вы «глубоко верующие». В вас есть свет – и вы кого-то на своём пути помилуете, простите, защитите. С кем-то поделитесь хоть стаканом воды. На кого-то обратите внимание, потерпите немножко, чтобы продлить ему жизнь хоть на секунду. Не отвергнете злого, разбойника. Ваша вера будет явлена в личных, сокровенных отношениях, а не в прилюдных декларациях».
Все мы – ложь. Но нам при этом даны великая власть и богатство – делиться милостью Христа с другими. Спаситель заповедал нам, помилованным, просить за них: «Господи, прости его!» (см. от Луки. 23. 34). Как и Он просит у Отца даже за тех, кто считает зло великим добром, не ведая, что творит. И сразу же во тьме нашего существования начинает светить свет жизни.
Христос называет нас грубыми, жестокосердыми (см. от Марка. 10. 5). В силу этого мы слишком примитивно понимаем прощение – как обряд, поступок, а не как способ, образ жизни, отношений. Совсем иное прощение у Христа. Нас Он готов прощать без числа, прощает всегда. И не иначе.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)