ВЕРА ОТ СЛЫШАНИЯ

«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». Это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (10. 17).

-Но что это значит – «вера от слышания»? – спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

-Прежде всего, тут раскрывается внутреннее устроение человека, – отвечает батюшка. – Мы существуем в потоке света и звуков. В нём формируется наша жизнь. Бог даровал нам прекрасный мир с удивительной природой. Мы любуемся, как она возрождается весной, слушаем журчание ручейков, пение птичек.

-А как красиво осенью!

-В любое время года. Мы можем слышать разные звуки. Природа говорит с людьми на своём языке. Бог вложил в нас таинственные дары – слух, зрение, разум…

-Чтобы мы этот язык понимали?

-Да. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» (Пс. 18. 2-3).

Все создания Божии говорят между собой. Раньше считалось, что рыбы безгласны, но, оказалось, и они издают и принимают сигналы, имеют органы слуха.

Евангелие провозглашает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (от Мф. 5. 8).

-Увидят…

-И ещё Господь говорит: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25. 30). Слух по ценности близок к зрению. У того, кто его теряет, исчезает чуть ли не половина связей с миром, с другими людьми.

Слышание в первую очередь связано со словом. Именно Словом в Евангелии от Иоанна называется Бог: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

-«В Нем была жизнь…» (1. 1-4).

-Чтобы слово действовало, оно должно прозвучать. А для этого – воплотиться: из мысли стать речью. И тогда осуществляется то высшее, без чего человек не может правильно построить свою жизнь.

-Потому и вера – от слышания?

-Конечно. Но тут ещё апостол Павел хотел показать нам суть своего служения. Как можно услышать о вере, если нет того, кто проповедует? А как может человек проповедовать, если не будет послан Богом?

-Никак.

-Апостолы Христовы – как бы трубы громогласные: гудят на весь мир. В Акафисте апостолам тоже присутствует этот образ труб, которые возвестили всей Вселенной слово Спасителя.

Образ этот древний. Трубы собирали войско, давали воинам сигналы, как надо действовать в данный момент.

-Да, и апостолы собирали в Церковь уверовавших во Христа, на своем примере показывали, как может падший человек преобразиться с Богом.

-В библейских текстах тоже отражено, как важно слышание слова в жизни народов – духовной, общественной. А если мы обратимся к книгам пророков, то ещё больше удивимся.

-Чему?

-Что означает само название – «пророк»? Это человек, посланный Богом проречь слово. Не просто сказать, а сообщить людям ту силу, которую вложил в это слово Бог. Пророки говорили не от себя, а от Высшего Источника, Который просвещал их.

Всегда их слово начиналось: «Так говорит Господь». И оно тоже должно было прозвучать – и быть услышанным, принятым или народом, или руководителями религиозной жизни, или царями, которые не хотели подчиниться закону Божию.

-«Кто поверил слышанному от нас?» – сожалел Исаия. Далеко не все принимали слово пророка. Почему?

-Это зависело от духовного устроения человека. Бог обращается к людям, а у них часто нет воли, чтобы Его услышать. Им мешает неверие, нежелание.

Но мы знаем из Библии и другой пример: ниневитяне поверили. Бог послал пророка Иону сказать им, что за нечестие жителей будет разрушен их город и все они – преданы смерти.

Когда пророк сообщил ниневитянам волю Божию, все они облеклись в рубище покаяния – от царя до простолюдина. Это поразительная, потрясающая картина! И Бог отменил Свой суд, сохранил город.

-А пророк обиделся…

-Крепко обиделся! (Улыбается)

-И Господь доходчиво объяснил Ионе, как дороги Ему люди. Каждый человек.

-В Евангелии Спаситель говорит: замечайте, как вы слушаете (см. Мк. 4. 10). Когда слабеет физический слух, люди бегут к врачам, начинают лечиться. Но есть слух духовный, о котором заботятся мало. Пророк Давид так и говорит: вам будет проповедано слово, но вы, имея уши, не услышите (см. Пс. 113. 14).

-И Спаситель не один раз повторяет это.

-Ожесточение, окаменение сердец не позволяет услышать. Другой библейский пророк Исаия сравнивает людей с аспидами.

-Кто это?

-Такое ядовитое существо. Когда оно слышит резкие звуки, то пугается и, чтобы защитить уши, убегает и прячется. Вот и люди, подобно ему, закрывают слух.

Слово Божие начинает звучать в душе, если мы принимаем его в сердце, разум. Святые, например, святитель Игнатий (Брянчанинов), советуют: читай вслух Псалтирь, Молитвослов постоянно, со вниманием – и слова потом войдут в твою душу.

-Именно вслух, чтобы слышать?

-Чтобы воспринимал слух. На этом построен принцип умной и Иисусовой молитвы: произносишь вслух – и слова соединяются с разумом, входят в сердце. Это такая тайна.

-Вы всегда говорите о тайнах. И сразу душа оживляется: интересно!

-Апостол Павел писал: тайна нашей веры в том, что Христос – в нас, в наших сердцах (Ефес. 3. 17). А ведь это о том же: через слышание слова Божия в нас вселяется Спаситель. Внимательность к молитве, глаголам Божиим – Евангелию, Псалтири, пророческим словам, – даёт человеку возможность принять Бога в сердце. Именно внимательность, сосредоточенность, жажда Бога. Здесь тоже одна из духовных тайн, которая удивляет.

-И хочется в неё проникнуть!

-А знаешь, как благоприятно действует на нас церковное пение? Иной раз видишь: младенцы просто замирают от него. У детей, которых часто водят в храм, где они слышат хороший хор, открывается абсолютный слух. У моих детей он есть. Посмотрим, что будет у внуков.

-Слух, слышание развиваются в храме?

-Святые отцы говорили: мы всё заимствуем извне.

-Что именно?

-Внутри человека есть Царство Божие. Но чтобы душа жила, формировалась, крепла, нам даны пища, воздух, свет, звуки.

-Полное питание?

-Да, на всех уровнях: тела, чувств, эмоций. Мы способны воспринимать мысленные, умные образы, искусство. И если человек очищает свою душу, они её напитывают.

Мне всегда нравилась молитва святителя Амвросия Медиоланского, которую священнослужители читают перед Литургией. Они просят, чтобы Дух Святой вошел в их сердце и Своим безгласием проглаголал им истину этих Божественных тайн.

-Безгласием – проглаголал?

-Да. От Духа Божия не услышишь звуков обычным ухом, но молящиеся чувствуют Его веяние, посещение Им души. Дух Святой вкладывает в душу особые слова.

На Троицу Святой Дух облёкся в «буен шум» – сильный шум и даже сошёл на апостолов в виде как бы огненных языков.

-И на этот шум сбежались люди.

-Апостолы получили высший дар – говорить на разных языках. Это тоже глубокая тайна. Она и на земле присутствует, и в большей степени будет раскрыта в жизни будущего века.

Святые Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник были людьми высокой Божественной просвещенности. Они писали, что Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы тоже могут сообщать друг другу слово, которое усваивается нижними чинами и переходит к людям.

-У небесных сил – своё слышание?

-Они способны передавать энергию от Бога, которая воспринимается как слуховой образ. И мы говорим о шелесте крыл.

Слышание – это как бы зерно. А из маленьких семян вырастают огромные деревья. Вот и будьте внимательны к слову Божию, к тем, кого Бог посылает проповедовать его. Примите это священное слово, постарайтесь услышать внутренним слухом. И оно откроет вам неизмеримую глубину жизни вечной.

-Значит, важно хотеть слышать?

-Да, алкать и жаждать. В Божием мире всё прекрасно – весной, зимой, в любое время. Вселенная имеет своё слово, оно разумно, премудро. Но только в тишине можно подойти к его восприятию – через слух и зрение.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий