ЭКОЛОГИЯ ПЛОХОЙ НЕ БЫВАЕТ

Так утверждает Владимир Алексеевич ВОЛКОВ, кандидат географических наук, заместитель директора Центра по работе с одарёнными детьми и учителями Московского государственного областного университета. Потому что «экология» — просто название науки. Она изучает взаимоотношения всего живого со средой обитания. А вот среда стала, к сожалению, плохой, подчас агрессивной.

Владимир Алексеевич, саму науку экологию, похоже, теперь понимают шире, чем прежде? Теперь говорят, например, об экологии души, духа.

Верно, — отвечает Волков, — но об этом я не рискую рассуждать. Нам оставлено природное, историко-культурное и духовное наследие, дарованное Богом и преображённое предками.

Как раз для тела, души, духа?

Да, и от того, как мы к нему относимся, зависит наше настоящее и будущее.

Судя по всему, относимся мы небрежно, если не хуже. Но тут интересно ваше мнение.

Действительно, экологические показатели качества среды обитания человека ухудшаются. Падает продуктивность природных экологических систем, обеспечивающих наши потребности в чистом воздухе, воде, продуктах питания, энергии, сырье.

Любую экологическую систему можно условно представить в составе некого каркаса. Он будет состоять из ядер — крупных экологических объектов, и из коридоров, которые эти ядра связывают.

И что же?

Для того чтобы экологические системы нормально функционировали, нужно сохранять целостность каркаса. А если она нарушается, восстанавливать. Вот представьте: на территории большого города расположены природные объекты — охраняемые заповедные зоны. Между ними обязательно должны быть коридоры, чтобы обитатели этих зон могли общаться. Иначе они будут вырождаться.

Но у нас, по-моему, строят на любом пустующем клочке. И даже не пустующем.

К сожалению, при любом строительстве экологическая безопасность часто не принимается во внимание. Структурная целостность экологического каркаса нарушается.

И это приводит к вырождению! Интересное замечание.

Есть ещё один фактор экологической опасности, который не сразу себя обнаруживает: превышение допустимых пределов нагрузки на природные экосистемы.

Что это значит?

Вот пример. Раньше люди пользовались лишь возобновимыми энергетическими ресурсами, скажем, печи топили дровами. И плотность населения естественно регулировалась: на определённой территории проживало столько народа, сколько могло быть обеспечено продуктами питания, водой, топливом. В случае дефицита приходилось осваивать новые территории.

А сейчас широкомасштабно используются невозобновимые энергетические ресурсы. Они дают нам возможность создавать «парниковые условия» для жизни даже там, где природные условия жить не позволяют.

Есть такое.

В результате рост человеческой популяции вышел из-под естественного контроля. Население Земли стало стремительно расти и требовать всё больше и больше ресурсов. И это не всё: растёт объём потребления на душу населения.

Ресурсы планеты с каждым годом стремительно тают. И если эту тенденцию не удастся изменить, то в ближайшие годы неминуем ресурсный коллапс.

А что с историко-культурным наследием?

По моему мнению, историко-культурный каркас тоже имеет единую структуру. И сохранять надо не отдельные комплексы или памятники, а всё культурное наследие в целом. Иначе его возможности сокращаются.

И опять — вырождение?

Да, вырождение человека. Создание среды, в которой сохраняется наше культурное и духовное наследие, пока во многом зависит от нас.

Тут тоже тревожное положение?

И даже очень. Сейчас, к сожалению, наследие часто переводят в иную категорию – наследство.

В чём разница?

Наследие — это наше общее, неделимое достояние, богатство нации, народа, страны. А наследство — уже личная собственность, которой можно распоряжаться, как угодно.

В последние годы мы видим множество примеров, когда объекты, имеющие статус духовного, историко-культурного или природного наследия, передаются в многолетнее пользование частным лицам.

Скорее, навсегда.

Согласен. И наследие становится чьим-то наследством, дробится на части — и исчезает. Многие архитектурно-исторические памятники сожжены. Таким способом освобождены участки под строительство коттеджей.

С утратой наследия пропадает нечто, объединяющее нас с предками и между собой. Исчезает понятие «наше» — как объект коллективной защиты. Не имея общего, каждый остаётся один на один со своими проблемами. Недаром говорится: «Разделяй и властвуй!»

И побеждает разделение — одиночество.

Кстати, новых примеров обращения «наследства» в «наследие» нет.

Получается, что наши экологические условия — природные и культурные — истощаются?

Истощаются ресурсы — и меняется качество окружающей среды. Все процессы изменения в нашем материальном мире сильно ускорились. Мы не успеваем осознать, что происходит, приспособиться к изменениям. Основной кризис сейчас в этом. И ещё в душевном и духовном оскудении людей. Эгоизм, прагматизм приводят человека к различным злоупотреблениям, пресыщению, к потере смысла жизни. И только в Боге можно найти точку опоры. Поэтому люди Его ищут.

Выходит, кризис подталкивает к Богу?

Конечно.

И вас подтолкнул? Вы ведь, наверное, из атеистической семьи?

Нет, у меня были верующие родители.

И в детстве вас водили в храм?

Да, но очень редко. Вероятно, оберегали меня от сложностей, которые могли возникнуть у ребёнка по этой причине в советское время.

Сам я, к сожалению, долго не ощущал потребности ходить в церковь. Но внутренне верующим был всегда. Уже студентом МГУ прочитал Евангелие.

Где вы его взяли?

Оно досталось мне в наследство от дедушки. Я тогда удивился, что многие понятия, словосочетания, которыми мы пользуемся, ведут начало оттуда. Без Евангелия не понять нашего национального культурного наследия, многих шедевров литературы, живописи, музыки.

А когда вы всё-таки воцерковились?

Уже в зрелом возрасте. В юности мы больше думаем о будущей взрослой жизни. А о том, в чём её смысл, не размышляем. Только потом сознаёшь, что всё определяет ответ на этот вопрос. Должно быть в жизни самое главное.

И что это для вас?

На земле — только начало пути, экзамен перед вступлением в Вечность. Каждый человек находится перед выбором: сделать шаг к Богу или от Него. Наши поступки — результат этого выбора.

Вы ведь окончили географический факультет Московского университета. Но не сразу занялись экологией. Почему пришли к ней?

Так Господь управил.

Исчерпывающий ответ.

Моя специальность — изучение природных процессов, формирующих рельеф берегов морей, дна океанов. Кандидатскую диссертацию писал по Байкалу, его происхождению. А потом судьба забросила меня в отряд космонавтов.

Что вы там делали?

Перед космонавтами стояла задача изучения Земли. И мы с ними расшифровывали фотоснимки, учились отличать нормальные явления от аномальных, фиксировать и описывать свойства географических и геологических объектов. Чтобы взгляд космонавта на землю был исследовательским, а не только эстетическим: «Ах, как красиво!»

Произошла перестройка — и в отряде космонавтов всё стало потихоньку увядать. Друзья пригласили меня в Министерство экологии и природопользования России. Полтора года я возглавлял отдел экологического мониторинга.

Но вы же учёный, а не чиновник?

Да, и я тогда убедился в этом, но многому там научился. При очередной реорганизации уволился и по объявлению в газете пришел в администрацию города Королёва, возглавил отдел экологии.

Деятельность человека постоянно идёт в сторону разрушения, уничтожения среды, в которой он живёт. Мы пилим сук, на котором сидим.

А разве ситуацию можно изменить?

В принципе — да. А в действительности — маловероятно, что человечество начнёт разумно управлять миром. У нас преобладают страсти. И всё-таки нам нужно стараться жить по-другому.

Как? Объясните на своём примере.

К сожалению, я не пример. Понимаю, пытаюсь, но мне мало что удаётся. Нам нужно хотя бы разумно использовать ресурсы: экономить воду, электричество, не переедать, отказаться от излишеств. Человеку необходим минимум материальных благ.

Как-то один крупный политик очень грамотно говорил об экологии. Спрашивал: «Сколько у вас авторучек? А столько не надо, нужна одна. Сколько костюмов, шуб?»

Он не сказал, сколько костюмов и шуб у его жены?

(Улыбается) В том-то и дело, что мы готовы всех призывать экономить ресурсы, но с себя никто начинать не хочет. Несколько лет назад в Дубне собрались студенты, аспиранты, которые инересуются экологией. И я задал им вопрос: «А вы готовы отказаться от личного автомобиля, лишней одежды?» — «Нет, нет и нет! Мы будем бороться за рациональное потребление ресурсов, но себя ограничивать не собираемся!»

Честный ответ, заслуживающий уважения. Отсюда очень важный вывод: нам нужен Спаситель во всём. Без Него мы не способны выбраться ни из какой пропасти.

Это так. Но важно ещё делать то, что мы можем, для сохранения и восстановления хотя бы остатков нашего природного и культурного наследия.

Да, конечно.

И тут я очень надеюсь на талантливую молодёжь, с которой много работаю над экологическими и социальными проектами.

К сожалению, сейчас часто встречаешь людей, которые создают видимость деятельности. Они активны, всё время в процессе. Для них и смысл жизни сводится к получению удовольствия от процесса жизни.

Забывают про результат?

Который будет по делам нашим.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий