ХРИСТИАНИН — ЭТО КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК

(Продолжение. Начало в № 11)

Мы приходим к вере — и начинаем читать духовные книги, где много внимания уделяется исправлению.

И это, как ни парадоксально, оказывается камнем преткновения на пути к Богу, — говорит протоиерей Александр ЛАВРИН. — Внешне кажется, что тут верный путь: я же понял, где неправ. Остаётся сформулировать мою неправоту, прийти на исповедь и отдать грехи Богу.

Однако в Церкви не может быть каких-то технологических приёмов. И к исповеди невозможно подходить как к некой технологии: человек формулирует грехи, высказывает их, священник читает разрешительную молитву — и происходит исправление.

В чём ошибка? — спрашиваю отца Александра.

В том, что человек не ставит перед собой задачу в Таинстве встретить и узнать Того, от Кого закрылся грехами. Не часто услышишь в исповедях обращение к Богу по имени и покаянное «прости».

Но ведь в жизни именно так и бывает. Если по нашей вине у нас с другом портятся отношения и важно эти отношения восстановить, с чего мы начинаем?

Обращаемся к нему.

Да, называем его по имени. А после этого просим: «Прости!» С Богом так же. Разница только в том, что человеку не обязательно объяснять, за что мы просим прощения, обычно это и так ясно. Лишь бы не оправдывать себя.

А с Богом?

Важно назвать грех, понять, что стало стеной между мною и Спасителем. Ему наши грехи известны. Перечисляя их, мы не сообщаем Богу ничего нового, а познаём себя: где те тёмные уголки души, в которые от Него прячемся.

Обычно мы лелеем, бережём их. Они нам сладки. Там Господа нет — и не надо, чтобы был. В них мы забываем Бога так естественно, что даже не замечаем, как это происходит.

Само собой?

Да, но покаянием открываем Ему вход в своё сердце. Фактически это понимание: есть правда больше моей — Божия правда, и я хочу быть причастен ей.

Как-то в воскресной школе я спросил учеников: «Для чего мы каемся?» И получил ответ: «Чтобы причаститься!»

Искренний.

И я говорю об этом без осуждения. Задал тот же вопрос в другие годы — и ответ был тот же. Вполне практический подход: для Причастия нужно поучаствовать в Таинстве покаяния. Это результат того, что человек ищет не встречи с Богом, а исправления и, возможно, житейского благополучия.

Ещё одна ошибка в том, что мы думаем о грехах применительно к обстоятельствам. В сущности, неплохо подумать о том, где был неправ, увидеть греховные мысли, высказать их на исповеди. Но это, скорее, не покаяние, а анализ поступков.

Тоже полезный?

Безусловно, но потом он может привести к разочарованию: у меня ничего не меняется.

Не исправляюсь?

Да. И на исповеди часто слышишь такое признание: «Я в этих грехах всё время каюсь. Никак не получается с ними справиться».

Но если бы мы могли сами справиться с грехами хотя бы на сотую долю процента, то тогда зачем было Христу приходить на землю?

Люди и без Него совершенствовались бы?

Сами росли в праведности и спасались. У нас есть внутри Царство Небесное (Лк. 17. 21). Но не случайно в Евангелии Господь говорит о закваске, от которой вскисает тесто (см. Мф. 13. 33).

А закваска — это?..

Это Сам Господь Иисус Христос, Который стал Человеком, чтобы родиться в каждом из нас Духом Святым. Закваска – не что, а Кто.

Как Истина!

И теперь людям открыта возможность большая, чем исправление. Покаянием мы обретаем Самого Бога — так же, как обретаем друга, когда просим прощение.

Зная это, человек перестаёт ждать того, что будет после покаяния. Само покаяние становится самым священным временем и смыслом, наполняющим жизнь.

Так у святых.

Именно. Обычно мы подгоняем время и не собираем внимание на том, что происходит сейчас, в данный момент. Думаем, что сегодня надо прочитать какие-то каноны, молитвы, завтра пойти в церковь исповедоваться, причаститься.

А духовная жизнь — это общение с Христом, которое бывает только здесь и сейчас.

Значит, она проходит мимо нас?

Да, и покаяние, которое должно стать лейтмотивом жизни, используется неправильно — как инструмент.

Лейтмотив — это главный мотив. Самый яркий, постоянно повторяющийся. Мы его теряем — и Друга не успеваем встретить? Пропускаем момент?

Или воспринимаем Его как безличную силу — вроде волшебной палочки. Закрываемся от Бога. Конечно, мы произносим: «Господи, помилуй!» Но не ради того, чтобы Его встретить.

А чтобы превратиться в хороших?

Верно. Здесь, к сожалению, трагическая замкнутость на себе: «Ты меня исправь не для того, чтобы я сумел к Тебе прорваться, а чтобы мне жить без греха!» Но получается — «и без Тебя».

Мы часто обращаемся к Богу в немощи, просим: «Господи, помоги!»

Правильно, а к кому же ещё обращаться?

Верно, к Нему. Но, если ограничиваемся этим, то тонем в своих проблемах, обстоятельствах, болезнях. Они для нас оказываются важнее Бога. И нередко мы прибегаем к Нему в последнюю очередь, испробовав все другие средства.

Что же делать?

Просить: «Господи, я оставил Тебя, не оставь меня, верни к Себе! Сам вернуться не могу, могу только стенать и каяться. Но только в Тебе моё спасение».

Когда человек желает встречи с Богом, у него и мысли не возникнет, в прежних ли грехах он кается или в иных. Важно само общение с Христом, которое происходит в покаянии: что нас разделяет, в том и буду каяться.

В Таинстве мы только делаем шаг навстречу Богу, а Он уже ждёт нас, чтобы взять на Себя наши грехи и отдать нам Себя «в снедь Хлеба» — в Причастии. Это продолжение Распятия Христа: Спаситель несёт на Себе наше тление, разделяет нашу жизнь. Не грехи, а жизнь.

Но Крест на Голгофе был почти две тысячи лет назад.

Исторически — да. Иисус Христос взошёл на Крест, чтобы взять на Себя грехи мира. Это засвидетельствовал Иоанн Креститель перед Крещением Господним (Ин. 1. 29).

Но о том, что Распятие — не только историческое событие, прямо говорит апостол Павел: «Ибо всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьёте Чашу сию, смерть Господню возвещаете…» (I Кор. 11. 26). А в Евхаристическом каноне на Литургии Василия Великого к этим словам добавлено: «и воскресение Его проповедуете».

А оно тоже было две тысячи лет назад.

Святые своей жизнью, безусловно, проповедовали воскресение Христа, потому что являли миру Его жизнь. Апостол Павел писал о себе, что он был всем для всех, чтобы спаслись хотя бы некоторые (см. I Кор. 9. 22). Так живёт любой святой. Подвижники стремятся к общению с Богом — и остро переживают потерю этого общения.

Потерю радости?

Радости обретённой Жизни. И покаяние даёт им возможность вернуть утраченное и приумножить его. Об этом слова Христа: «кто много имеет, тому дано будет и приумножится» (Мф. 13. 12). Поэтому для святых покаяние было вожделенно.

Конечно, мы будем повторять грехи, которые для нас характерны. У всех людей один и тот же набор страстей, но свой характер. И грехи поэтому проявляются по-своему. Но все мы без исключения эгоистичны и эгоцентричны.

Моё Я — всегда в центре?

Кстати, люди, которые стремятся к «исправлениям и изменениям», обязательно их у себя увидят.

По принципу «кто ищет, тот всегда найдёт»?

Именно. И тогда тщеславию не будет конца. А когда общение с Богом осуществилось, исправления не замечаются. Чуткая душа осознаёт, какая она — в естественном состоянии. Это же предмет её покаяния. И если что-то доброе в себе почувствует, то только скажет: «Господи, слава Тебе! Это не моё, а Твоё. Мне гордиться нечем».

Святые так говорили.

Перед нами открыта возможность взыскать, почувствовать свою совесть. Но есть гораздо большее: через совесть, как бы за нею увидеть Бога. Можно попросить помощи Господа в житейских вещах, призвать Его благодать. Но гораздо важнее через подобные просьбы встретиться с Источником благодати — с Богом как Личностью.

Это несравнимо.

В Евангелии рассказано: Господь накормил несколькими хлебами тысячи людей — и на следующий день они пошли за Ним (см. Ин. 6. 26). А Он объясняет: вы идёте за Мной не потому, что видели чудо, а потому, что наелись хлеба. Разве они не заметили сверхъестественное явление?

Несомненно заметили.

Но за ним не разглядели Спасителя, Который сотворил чудо, не встретились с Ним. Так и те, кто ищет только исправления, хотят быть праведниками, но без Бога. А Христос пришёл на землю, чтобы восстановить нашу связь с Творцом, когда-то нами потерянную. Это возможно, если мы станем кающимися грешниками (см. Мф. 4. 17).

По сути — святыми? А ведь апостолы так и называли христиан.

Как бы ни пал человек, Господь от него никогда не отказывается. И Он с нами до скончания века (Мф. 28. 20). Мир будет стоять до тех пор, пока в нём останется хотя бы один кающийся грешник — святой, который являет людям Христову жизнь.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

19 января — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богоявление

Добавить комментарий