СЫН РАДОСТИ

У бояр Кирилла и Марии было три сына. Когда ждали второго, произошло несколько событий, из которых мать поняла: этот ребёнок избран Богом для какого-то великого дела. Какого? Только время могло ответить на этот вопрос.

Мальчик родился 3 мая 1314 года. Крестили его 11 июня — на сороковой день. Конечно, не случайно праздновалась тогда память апостола Варфоломея. Он стал небесным покровителем младенца. А имя это значит — «сын радости».

Тяжела была жизнь. На Руси хозяйничали татары. Почти два века длилось их иго. Каково жить в оккупации? Это никогда не чувствовать себя защищённым. Не рассчитывать на плоды собственных трудов. Всё могут отобрать. Подчиняться требованиям оккупантов — или смерть.

Боярин Кирилл служил у ростовского князя. Не один раз ездил в Орду — на поклон к татарам. С богатыми подношениями, с просьбами о сохранении княжества и народа.

Семья Кирилла и Марии обосновалась не в Ростове, а недалеко от него — в селе Варницы. Вероятно, так было безопаснее. К тому же в крупном поселении труднее было защитить детей от влияния окружающих. А влияние было страшным. Нравственность упала, воровство, пьянство, разбой, склоки стали рядовым, обычным явлением. Но самое тяжелое то, что русские князья враждовали между собой, жестоко истребляли собственный народ. Да ещё татар звали на помощь.

Не один раз, видимо, слышали дети, как говорили родители о «розни мира сего», приводящей к гибели. И запомнили это навсегда.

Детей одними словами не воспитаешь. Назидания часто летят мимо. Воспитывает уклад семьи и любовь родителей, их отношение друг к другу и к младшим. Мы же в детстве всегда подражаем взрослым.

Уклад у бояр был самый простой. Они занимались крестьянским трудом — и детей включали в него. Бояре Кирилл и Мария были людьми грамотными. Дома читали Священное Писание. Молились вместе с сыновьями. Больше, конечно, мать, она чаще бывала с ними.

Лет в семь Варфоломей пошёл в школу. Был он спокойным, миролюбивым. Добронравным. Никто не ожидал, что он будет так плохо учиться. Грамота не давалась ему.

Много молятся родители о детях. Была такая пословица: «Кто по морю не плавал, тот не молился». Любая семья плывёт по житейскому морю — бурному и холодному. Люди, имеющие детей, знают, что значит болеть за них душой и просить о помощи Бога. Каждого ребёнка приходится выплакать.

Кирилл и Мария молили Господа послать Варфоломею свет разума, просветить мальчика. Но и отрок знал, к Кому обращаться в скорби. Знал из опыта семьи, из примера родителей.

Как-то вечером отец послал сына искать пропавших лошадей. В поле отрок встретил монаха, который спросил, чего тот хочет. Удивительно! Варфоломей не сказал, что хочет найти лошадей. Главная мысль у него — другая: научиться читать. Это желание мальчик открыл старцу.

И монах тоже помолился, попросил Бога о помощи отроку. А потом дал Варфоломею кусочек просфоры. И мальчик с того дня начал свободно читать. По примеру отца и матери благодарил за это Господа.

Варфоломей рос. Лет в четырнадцать-пятнадцать вместе с родителями он переселился в Московское княжество — в городок Радонеж. Почему Кирилл и Мария, уже немолодые, решились поменять место жительства? Это же так трудно. Одна из причин — они обнищали. Но, возможно, их прогнали из Ростова. Боярин Кирилл ослабел и не мог больше служить князю.

Варфоломей не принимал, не хотел принимать «розни мира сего». Иначе жил и живет Христос. Только Его жизнь и её правила принимал юноша. Он понял, как хочет устроить свою жизнь, пришёл к отцу с матерью и попросил благословения стать монахом.

Родители не удивились и не возразили. Они любили «сына радости» и видели: ему надо подрасти, окрепнуть, утвердиться в решении. Вот и попросили Варфоломея позаботиться о них, похоронить — и тогда принимать иночество.

В Кирилле и Марии ощущается единство, которое не часто встречается на земле. На склоне дней решили они уйти в монастырь. И нашли неподалёку в Хотькове Покровскую обитель, где было два отделения — для мужчин и женщин. Приняли там монашество, схиму и упокоились в один год. Известна икона, на которой они изображены вместе — лежащими в гробах. Рядом стоит их сын — радость для многих.

После смерти родителей вместе со старшим братом-иноком Варфоломей ушёл в лес. Братья построили храм, келью. Теперь на этом месте стоит великая Троице-Сергиева лавра. Варфоломей принял в монашестве имя Сергий, что значит — стерегущий, охраняющий.

Мы вошли в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, которого зовём Игуменом Земли Русской. Он её стережёт, не даёт пропасть. В Церкви не принято праздновать дни рождения. Есть только три исключения из этого правила: Рождество Иисуса Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи. Так зачем мы отмечаем этот юбилей?

Вероятно, нам нужен повод, чтобы ещё раз оглянуться в те времена, когда жил преподобный — и оценить, что и как он сделал для России и русского народа.

В XIX веке профессор Духовной Академии Василий Осипович Ключевский говорил:

—Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем ещё не всё доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там ещё тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч.

С помощью Бога преподобный Сергий преодолевал «рознь мира сего». Потому-то при нём началось освобождение Руси от татарского ига.

«Чете достохвальной» — так называется литературно-музыкальное представление, посвящённое родителям преподобного Сергия. Оно подготовлено Международной общественной организацией «Союз православных женщин» и состоится 29 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

31 января — память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Добавить комментарий