Очень я переживала, когда первый раз шла в храм. Всё советское время нам твердили, что в церкви — только тёмные, неумные люди. А подобные внушения долго держатся. И вот стояла я перед иконами, плакала и говорила:
—Господи, мне там будет невыносимо трудно. Привыкла среди умных людей… Но всё равно пойду!
В итоге меня постигло огромное «разочарование». Именно в церкви встретились мне самые интересные, думающие люди. И постепенно возник вопрос: может, это таинственный свет разума так действует на них? С этим вопросом сегодня обращаюсь к протоиерею Георгию БРЕЕВУ, настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы на Крылатских Холмах.
—Несомненно, действует, — отвечает батюшка. — У христиан есть чудные молитвы к Богу, и они многое нам открывают. Например: «Дай мне разумение над моими помышлениями!»
Оказывается, у разума имеется высшая инстанция, которая способна контролировать себя, мысли. Как это возможно?
—Как?
—Природа у всех людей одна. Мы состоим из духа, души, тела. И в духовном человеке имеются высочайшие силы, которые прозревают и направляют себя, постигают вечный мир Божественных откровений, явлений.
В нас присутствует, конечно, и разум чисто бытовой, житейский, который определяется как плотской. Он видит, что происходит.
—Оценивает, анализирует?
—Бывает критическим — и рассматривает взаимосвязи существующих вещей, даёт им определение. Иногда начинает считать, что может решать проблемы не только видимого материального мира, но и мира духовного, которого не знает. Но, чтобы узнать духовный мир, надо родиться свыше. Так говорит Господь: «кто не родится свыше» «от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3. 3, 5).
Рождение от Духа Святого осуществляется таинственно — в Таинстве крещения, но всё-таки происходит через силу нашего разума. Мы принимаем в свой разум то, что выше него. Отсюда начинается религия.
—Как связь с Богом?
—Да, и появляется страх Божий — понимание того, что я, песчинка, стою перед океаном премудрости и благости Господней. И как могу оценить и взвесить этот мир, если сам оценен и взвешен?
Священное Писание открывает нам слова Божии о человеке: «Я видел тебя».
—Так обращается Христос к апостолу Нафанаилу (Ин. 1. 28) ). Господу известно всё о нём.
—А в Ветхом Завете описан такой случай. Ассирийский царь Валтасар думал, что он важнее и выше всех. И вот во время пира появилась кисть руки, которая написала на стенке: «исчислил Бог царство твоё и положил конец ему», «ты взвешен на весах и найден слишком лёгким» (Даниил. 5. 26, 27). Царь мнил о себе высоко, но на деле ничего из себя не представлял. Жизнь его кончалась.
—Он был убит в ту же ночь.
—Разумная природа в нас — от Бога. Это Господь вложил в людей дыхание жизни, Свой разум. Конечно, человек может использовать разум, чтобы достичь в этом мире первенства, власти, богатства. Все силы интеллекта бросить на это.
—Это называется зарыть талант в землю?
—Верно, и тогда разум постепенно угасает.
—Как интересно!
—Жизнь наша такова, что мы постоянно познаём и познаём новое. Наука делает открытие за открытием и подтверждает: фактически всё в мире осуществляется на уровне энергий.
Разум — тоже энергия, но высшего порядка. Святитель Григорий Палама и другие наши исихасты объясняют, что энергия Божественной благодати освобождает внутренний мир человека от пут, тяжкого бремени.
—Бремени греха?
—Да, и помогает выйти к свету. Исихия — это сверхпокой, тишина, благодать Божия. Христианская аскетика много веков работала над этим — и сейчас мы можем жить, вдохновляться наследием наших святых.
Вглядитесь в Библию: это же чудо единства! Я читал книги пророков, потом стал соотносить их с Евангелием и увидел одно целое. Дух Божий дышит там и тут, от Бога исходит потрясающая гармония.
Человек меняется на ходу, а у Бога нет даже тени перемены. Вечность, Царство Духа принадлежат Ему. А мы, грешные, хотим хотя бы понять, что Его энергия — разумная.
—Точно.
—Свечку зажгли, печку затопили — и чувствуем, как от них идут свет, тепло. Это энергия органическая. А разумная — иного, высшего порядка. Первоэнергия.
В канонах Архангелам и Ангелам, которые читаются в храме на утрене в понедельник, можно найти потрясающее откровение: неисчислимое число разумных существ называется вторыми светами. А Бог — это первый Свет.
—Источник всего?
—Вторые светы заимствуют силу, энергию, благодать, любовь от Бога и передают низшим чинам. Вот и человеку дан Ангел-хранитель, он несёт нам ведение, просвещение, разум.
Большое счастье — поверить в Бога, убедиться, что у нас есть такое богатство. Тогда жизнь становится похожа на притчу Господню.
—Какую из них?
—Человек продаёт всё и покупает поле, на котором зарыто сокровище. Что-то продаёт, от чего-то отказывается.
—Как не самого важного?
—И приобретает веру, любовь, непременное знание, что Божий свет разума есть и будет во веки веков. Это даёт радость жизни — и нам ничего не страшно. Обладая таким богатством, люди щедро делятся с другими.
Слово стало плотью. В наш мир пришёл Спаситель. Меня всегда потрясали слова, прозвучавшие на земле: «В Рождестве Твоем, Христе Боже наш, воссиял миру свет разума». Слова эти — мощные. Свет разума идёт, а человек не видит его, не понимает.
—И не принимает.
—Любовь Божия, Крест Господень — это откровение, до которого мы не доросли и которого, к сожалению, не всегда ищем. А Бог говорит: « Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам».
—Ободряет нас: «Ищущий находит» (см. Мф. 7. 7, 8).
—Конечно, верующий человек уже причастен этому. Но будем умолять Бога, чтобы дал нам большое счастье — свет разума.
—Мы произносим молитву: «Просвети наш ум светом разума Твоего».
—И любовью Креста Твоего. В алтаре перед чтением Евангелия священник молится: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи,.. и мысленная наша отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение…»
Мысленные отверзи очи! Об этом надо просить всегда, потому что у нас бывает много обстоятельств, которые смеживают наши духовные очи, покрывают пеленой. Острота зрения теряется, бытовая жизнь бросает человека то в одну, то в другую сторону. И остаётся только одно: «Боже, буди милостив нам, грешным!»
Рассказывали об одном преподобном отце, которого почитали святым.
—Почему?
—Потому что он творил много чудес. И при этом всегда молился: «Боже, просвети мою тьму!» Ему говорили: «Отец, ты посмотри на себя! Вокруг тебя люди ощущают свет, видят его в твоих делах». А он своё: «Боже, просвети мою тьму, только во свете Твоем узрим свет!»
Таково ненасытное желание человека — иметь в себе свет. Для чего Господь устроил так, что солнце светит и освещает весь мир? Чтобы мы смотрели и понимали: есть высочайшее солнце правды — Сам Бог, Который праведников любит и грешников милует (улыбается). И этот Свет никогда не умаляет Своей благодати, приближает к нам.
—Приносит в дар?
—Так будем же вопить к Богу, чтобы открыл нам свет разума, обогатил нас этой благодатью любви, которая объемлет всю Вселенную и каждого из нас. Бог никого не отвергает, всем говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7. 37). Пей живую воду благодати!
Господи, какое счастье, что Ты дал нам Свой свет разума!
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Благодарю вас за познавательную статью.Господи, какое счастье, что Ты дал нам Свой свет разума!