СЛОВО — НЕ ВОРОБЕЙ

«Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаёшь унывать…» — так начал письмо к одной настоятельнице монастыря преподобный Амвросий Оптинский. И, скорее всего, «начальственная мать» улыбнулась. А улыбка прогоняет уныние. Человек оживляется — и начинает видеть мир не однотонно-серым, а с разными оттенками.

«На земле всё делается и совершается при посредстве какого-либо орудия, — писал в другой раз святой старец. — Есть смешная, но верная пословица: без струмента и вошь не убьёшь. Потребен ноготь. Вот я серьёзное и заключил смешным, чтобы тебя, серьёзную, сколько-нибудь развеселить. Потому что, как я тебе уже писал, всех веселящихся по-христиански жилище в горнем Сионе» (Пс. 86: 7).

Вот и вопрос: что значит — «веселящихся по-христиански»? Сам преподобный был примером этого. Болезни его всё разивались, страдания и немощь — возрастали. А он находил для других ласковое, заботливое, радующее слово. И христиане веселились.

Старец предупреждал настоятельницу: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносить слова разумно обдуманные».

Послал в монастырь картину, вышитую шёлком. На ней странник, птицы. Обычно батюшка сам толковал изображения, вспоминал притчи, пословицы. А тут предложил настоятельнице объяснить сёстрам смысл «полотна»: «Но скажу тебе: придумывай толкования такие, которые располагают к утешению, а не такие, которые наводят уныние, от которого, по псаломскому слову, находит дремота душевная. Не без причины апостол заповедует ко всем: долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всём благодарите: сия бо есть воля Божия».

А какое замечательное наставление для чтения! Нам тоже надо этим вооружиться: «Постараюсь выслать для тебя и для сестёр несколько малых книжиц — выписки из Ефрема Сирина. В последней главе он описывает, как видел рай. С этой главы и нужно начинать чтение этой книги. Тогда и прочие главы будут более удобоприемлемы».

Даже очень серьёзные духовные советы старец облекал в лёгкую форму, с рифмами, которые вызывают улыбку: «Евангельское учение утверждается четырьмя евангелистами, а жизнь христианская четырьмя главными добродетелями — мужеством, мудростью, целомудрием и правдою. Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться хотя бы и под благовидным предлогом».

Трудно нам переменить сознание, жить по-христиански. Всё время сбиваемся на старые привычки. Святой это знал и терпел: «…всегда толкую до усталости с приходящими чадами и чадцами. Но как-то плохо вяжется у нас слово Божие; толкуем, а плохо понимаем, подобно слепому, которому толковали о белом цвете.

Слыша о нём, слепой спрашивал:

— Какой это белый цвет, на что он похож?

Слепому отвечали:

— Белый цвет — как белый заяц.

Слепой спрашивал:

— Что ж — он такой же пушистый?

— Нет, — отвечали, — белый цвет, как белая мука!

А слепой говорит:

— Что ж — он такой же мягкий и рассыпчатый?

— Нет! — говорят слепому. — Белый цвет, как снег белый?

— Что ж — он такой же холодный?

— Нет, — возражали слепому, — белый цвет, как чистый белый творог.

— Что ж — он такой же сырой?

Толковали, толковали со слепым, а до настоящего толка не дотолковались. Так часто бывает и с нами. Толкуем, толкуем, а до настоящего смысла не доберёшься; или плохо понимаем, или нетвёрдо принимаем, или судим о вещах духовных по земному житейскому, а не по евангельскому учению. Царствие Небесное желаем наследовать и с Христом быти, а потрудитися и пострадати о Христе не произволяем. От нихже первый есмь аз».

А уклониться — нельзя: «угрожает… опасность неключимого раба, скрывшего талант слова в земле нерадения».

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

23 октября — память преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца

24 октября — Собор Оптинских старцев

Добавить комментарий