(Продолжение. Начало в № 2)
Пророк Давид видит двойственность человека: мы зачаты и рождены во грехах, но премудрость Божия может нас преобразить. И он молится: Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся (9).
Окропление — некое тайнодействие. В Богослужении Ветхого Завета священник кропил людей жертвенной кровью. А в псалме говорится об окроплении иссопом — особым составом, применявшимся для очищения человека или жертвы.
И сейчас сохранилась традиция окроплять храмы, церковную утварь, иконы, но уже святой водой. Во время молебнов кропят народ. На Троицу освящают зелень, на Преображение Господне — плоды.
Псалмопевец просит Бога: омыеши мя, и паче снега убелюся — омой меня, и буду белее снега. Омовение тоже было принято в Ветхом Завете. Священнослужители совершали его перед тем, как пойти в храм. И по дороге не смели прикасаться к умершим, больным, нечистым животным.
Конечно, в псалме речь идёт не о внешнем омовении. Люди не могут стать белее снега, но сравнение с ним указывает на необыкновенную чистоту.
В ясный морозный день глазам бывает больно смотреть на снег, потому что он отражает свет. И у человека, когда он внутренне чист, душа начинает светиться, разум наполняется энергией Божественной благодати. Это видно по лицу, глазам.
Вспомним о фаворском свете. В Евангелии сказано: лицо преобразившегося Христа просияло, как солнце, и одежды Его стали блистающими, белыми, как снег (см. Мф. 17:2; Мк. 9: 3). Так благодать Божия явила себя людям.
Она преображает и человеческое естество. Кающийся грешник понимает: если Господь очистит наши чувства, они будут белее снега: паче снега убелюся. Именно такими их создал Творец.
Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя (10). Как интересно! Пророк просит Господа дать его слуху радость и веселие, чтобы возрадовались смиренные кости.
Когда появляется внутренняя чистота, у людей открывается способность видеть и слышать то, что раньше им было недоступно. Бог говорит человеку: Я тебя оправдал, искупил. Эти слова можно воспринимать обычным слухом, но так не почувствуешь их силу, мощь, убедительность. А слух, которому даны радость и веселие, — совсем иной. Он свойствен пророкам.
Голос Господа — единствен и неповторим. Пророки внутренне очищались и были способны отличить его от звуков природы, городского шума.
Евангелие передаёт слова Христа: «наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8: 18). Слышание очень важно. Через него Бог открывает Себя и мир людям. Сейчас всё вокруг наполнено звуками, причём на разных диапазонах. Звуковые волны идут — и у миллиардов людей в карманах есть приёмники. Мы звоним знакомым в Америку, а они отвечают. Ни одна волна не сбивает нашу.
На голос Божий у человека тоже должен быть настроен внутренний приёмник, чтобы ловил только спасительные волны. Слух, способный их различить, очищает нас, приносит подлинную радость. Она приходит от Самого Господа. И апостол Павел говорит об этом: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17).
На нашем Богослужении постоянно звучат прекрасные слова: читается Евангелие, поёт хор, священник произносит проповедь. Если слух их воспринимает, в душе рождается искра веры.
Художественная литература тоже построена на слове. Но там — уровень человеческий. И в нём важно слышание. Оказывается, весь мир дышит тем, что говорит Небо. Волны благодати идут к людям постоянно. И дай нам Бог убелиться, омыться, очиститься, чтобы слух наш получил радость и веселие и всё внутри было ими пронизано: возрадуются кости смиренныя.
Какой прекрасный образ: кости смиренные! Человек потрудился, чтобы сделать себя храмом Божиим, — и его душа, ум, сердце, даже тело становятся приёмником волн небесной благодати.
Это почувствовали на Фаворе ученики Христа. Господь преобразился перед ними — и они испытали радость. Пётр даже предложил остаться там навсегда (см. Мф. 17: 4).
Дальше пророк Давид возвращается к теме покаяния. Что ожидает его в будущем? Вот главный вопрос. Человек немощен. Память постепенно стирается. Вдруг он забудет, что ему открывает тайная и безвестная премудрость Бога? И Давид обращается к Господу: Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти (11). Отверни лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои очисти.
Пророк находится в высоком духовном состоянии, способен видеть действие сил благодати и стрелы грехов. И просит Бога именно в этот момент изгладить все его падения.
Сердце чисто созижди (создай) во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (12). Эти слова мы часто встречаем в богослужебных текстах, последованиях, они звучат как припев в каноне перед святым Причащением.
Самое сокровенное стремление человеческого духа — иметь сердце чистым, ведь в нём сосредоточены жизненные силы. Сердце, сердцевина есть у всякого живого существа. Даже у дерева.
Думаю, в будущем человечество поймёт: познание приходит к нам не от разума, а от сердца. Так утверждает Священное Писание. Спасителя Христа спросили, что оскверняет человека. И Господь объяснил: из неочищенного сердца исходят «злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (см. Мф. 15: 18—19).
Преподобный Макарий Великий писал, что сердечная глубина неизмерима, как бездна, а на её дне находится древний змей. Оттуда идут испытания, искушения, человеку вдруг представляются какие-то картины, появляются ненужные мысли.
В Евангелии Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Блаженны — значит счастливы. Залог счастья — чистое сердце. Оно посылает нам волны восторга, радости, чувство небесной, подлинной красоты.
Иметь сердечную чистоту — наша цель. К ней стремится каждый, кто хочет молиться, ясным взором смотреть на людей, природу. Чем чище сердце, тем выше прозрение, возможность созерцать мир видимый и даже невидимый.
Сердечная чистота является той средой, которая способна принять Духа Святого. Тело — Его храм, а сердце — центр этого храма, источник познания Бога.
Пророк Давид первым высказал эту жажду человеческой души: сердце чисто созижди во мне, Боже. Но почему — созижди? Созидание — всегда труд. Храмы, дворцы, памятники воздвигаются не в одно мгновение. Сначала принимается решение, потом готовится проект, люди начинают работу.
Очищение сердца тоже происходит постепенно. Злые помышления незаметно входят в него — через наваждения, духовную брань, действие падших духов. Пока сердце не очищено, люди не могут преуспеть в добродетелях.
И пророк Давид ещё больше усиливает просьбу: дух прав обнови во утробе моей. Сердце — сосуд, а его содержание — тот дух, который стяжал человек. Великим постом мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему».
Когда Творец создал человека по Своему образу и подобию, то вдохнул в него Божественный Дух — дыхание жизни (Быт. 2: 7). И Давид верно определяет: это дух прав — правды.
Много дарований даётся нам Духом Святым. В Нём нет тени перемены, лжи, двойственности. Дыхание Духа обновляет душу. И псалмопевец просит Господа об этом: обнови.
В механической, страстной земной среде человеческое сердце принимает в себя пустые страхи, неуверенность. К небесным вещам тут приплетаются земные и заглушают голос веры. Все ощущения, понятия смешиваются. В нашу природу внесён разлад — и нам очень важно понимать, какой дух мы стяжали в себе: положительный, созидательный — или отрицательный, разрушительный.
Дух прав открывает людям способность отличать добро от зла, истину от лести. Созидать дух правый нам помогают благочестие, кротость, смирение, любовь. И перед людьми открывается возможность идти тем путём, который определил Господь, внимая Его воле, руководствуясь законами, по которым мы сотворены.
А дух отрицанья приводит к страданиям. Не только духовная, но и физическая, душевная природа человека может быть заражена им.
Подвижники, имевшие дар различения духов, предупреждали нас: неправильная мысль, идея приводят к трагическим последствиям. Искажается Божественная правда — и сразу же начинается разрушение личности. Вот почему необходимо обратить духовные силы к Богу, очиститься. Тогда откроется: в мире есть высочайшая правда, мы можем быть причастны ей, стяжать дух прав.
Понятно, что духовная жизнь намного сложнее, чем душевная или телесная. Она не так ощутима, но малейшее духовное движение очень много значит. Хороший пример для нас — солнце. Как же много в нём энергии! И где-то сейчас на земле от него все страдают, изнемогают, хотят укрыться от испепеляющих лучей. А мы радуемся тёплому весеннему солнышку, цветущей природе, благорастворению воздухов. Хотя солнце — одно и то же.
С его действием можно сравнить и человеческий дух. Люди легко уклоняются в сторону — и попадают в прелесть. Дух отрицанья принимают за дух правды, ложные идеи — за истину. И тогда, как учат святые отцы, их никто не переубедит. В душе происходит тончайшая и при этом великая брань. Помочь тут может только Бог.
Почему пророк просит: обнови правый дух во утробе моей? Утроба — это наша таинственная внутренняя жизнь. Не только телесная, но и душевная. Внутри нас происходят сложнейшие биологические, химические процессы. Одни клетки рождаются, другие отмирают. Сокровенно строятся отношения с людьми и Богом.
Сердце, дух, утроба — три природных составляющих человека. Они должны быть очищены, обновлены. Над этим нужно больше всего трудиться, чтобы воля наша укрепилась, и мы смогли исполнять заповеди Божии.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене (13). Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Лик Божий неизречён, неописуем, не изобразим. Бог скрывает Своё лицо и славу: падший человек не способен, не готов на них смотреть. Но пророк и царь Давид явно чувствовал присутствие Господа, видел Его перед собой всегда: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене (справа от меня) есть» (Пс. 15: 8). Давид ощущал обращённость Бога к нему и прозревал: Создатель хочет, чтобы человек тоже был обращён к Господу.
И между людьми общение происходит, когда мы обращены лицом друг к другу. Нам сразу видно, кто недоволен, раздражён, не хочет продолжать разговор с глазу на глаз. Человек отворачивается и уходит. Отношения нарушены.
Давид молится, чтобы ничего подобного не произошло у него с Господом: не отвержи мене от лица Твоего. Что значит — быть отверженным от лица Господа? Ведь Его взор проникает через вселенную, Он видит всё. Но пророк боится потерять правильное внутреннее устроение, стать для Бога неприемлемым: лукавым, дерзким, самочинным, одержимым гордыней. И взывает: не отвержи мене.
А дальше: и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Мы понимаем: здесь говорится о Едином Боге — Святой Троице. Дух Святой — Одно из Её лиц. Давид просит, чтобы действие Святого Духа в нём не прекращалось: не отъими.
Дыханием Святого Духа созидается тварь. Отнимет Бог Духа — и творение рассыплется, превратится в ничто. Молитва пророка Давида проникает в суть Божественной природы и открывает близость человека с Господом, наше духовное родство.
Протоиерей Георгий БРЕЕВ
(Окончание в следующем номере)