ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ


Заглавие у этого псалма пространное, состоит из двух стихов: В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, (1), внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей 12 тысящ, 59 (2). Исполнять в конце, о тех, кто хочет измениться, для надписи на столбе поучение Давида, когда он сжёг междуречье Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав, и поразил Эдома в Соляной долине двенадцать тысяч.

Пророк Давид говорит об этих событиях как об известных. Между тем, о них не сказано в Священном Писании. Хотя обычно в Библии можно прочитать, на что откликается псалмопевец.

Трагические обстоятельства привели к напряжённым переживаниям, переоценке представлений даже у таких личностей как пророк Давид. Он не терял веру, ведение Промысла Божия, но понимал: Господь даёт людям важный урок.

Вероятно, гимн обращён к тем, кто хочет увидеть себя, свою глубину не только с духовной, но даже с Божественной стороны. И призывает всех понять: псалом показывает проходящие события, но его цель — пробудить в людях желание измениться: о изменитися хотящих.

Человеку трудно себя изменить. Этому препятствуют наши привычки, образ жизни с самого рождения, окружение, состояние страны, народа. Под их влиянием мы формируемся. Но в Библии пророки прямо указывали: Господь призывал народ оставить сугубо житейские мысли, занятия и увидеть, чего Он ждёт от них. Бог всегда с теми, кто живёт по вере, уповает на Него, неотступно исполняет законы Творца. Господь им покровительствует — и малыми силами они одолевают огромные трудности. Гимн, вырезанный духовным резцом на столбе — в столпописание Давиду, даёт людям живой пример этого. Чем ярче пример, тем лучше он усваивается — в научение всем.

Как всегда, псалом затрагивает не столько внешние события, сколько внутренние переживания. Не без воли Божией израильтяне вели жестокие войны с язычниками. В заглавии указаны: междуречие — средоречие Сирийское и Сирия Совальская, которые были сожжены, а также место, где происходила схватка: долина — дебри Солей. В бою участвовал прославленный полководец Иоав, преданный царю Давиду. В военном искусстве, мужестве никто не мог превзойти Иоава. Он надеялся на Бога и одерживал победы, которые казались невозможными. Мудрый военачальник готовился к бою, разрабатывал его план. А ещё молился, искал поддержки Создателя, благословения на битву.

На войне человек учится больше, чем в мирное время. Вероятно, войска противника были настолько велики, что у многих дрогнули сердца: Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас (3). Отринул, низложил — значит бросил под ноги врага. Люди почувствовали гнев Божий: разгневался еси. Но Господь открыл им выход из этого положения: ущедрил еси нас. В чём проявилась Его щедрость? Конечно, в помощи. Когда нас внезапно настигает опасность гибели, спасти может только Бог.

Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся (4). Потряс землю и расторг её, исцели, исправь повреждения, ибо она сместилась. Видимо, во время сражения неожиданно произошло землетрясение: стрясл еси землю. Пророк Давид обращает наше внимание не на состояние войск, а на природу. В ней отразилась напряженность, возникшая между противоборствующими сторонами.

Какие бы войны ни велись, людям надо жить на земле. А она являла знамение Божие. Господь её расторг — смутил еси ю. Сама природа явила благоволение Творца к избранному народу, помогла одолеть противника. А враги израильтян увидели гнев Божий, хотя до этого были уверены в победе.

Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления (5). Жестокое — это война. Когда читаешь о войнах в Ветхом Завете, поражаешься их жестокости. Победитель предавал мирное население ужасной смерти, уводил в плен. Картины, нарисованные в Библии, невольно вызывают вопрос: нужны ли такие зверства?

Но это происходило не без Промысла Божия. Господь не скрывал: Он вводил народ в землю обетования. Жизнь в окружении язычников невольно возвращала израильтян к тому, от чего Создатель вывел их из Египта. Там население тоже поклонялось ложным богам. Цель Господа — сохранить хотя бы малый народ, знавший истинного Творца и понимавший: тут война — не между людьми. Её ведёт Бог, чтобы по Его воле устроилось новое государство. Конечно, это не всегда сразу было ясно. Борьба шла не на жизнь, а на смерть.

Но почему напоил еси нас вином умиления? Вино пробуждает в человеке активность, когда не хватает сил. Особенно в состоянии подавленности, истощения. В древности вино использовали как лекарственное средство, дающее бодрость. Воины оказывались в пустынях, болотах, днём — под палящим солнцем, ночью — в холоде. Вино помогало им это перенести.

Но вино умиления в псалме имеет особые свойства. В атмосфере скорбности, даже озлобленности оно вселяет в сердца людей мир и понимание другого человека. Что-то подобное мы знаем из истории Великой Отечественной войны. Сражения были такими страшными, что земля, казалось, переворачивалась. Потом вдруг наступала тишина — и воины понимали: всем тяжело, и нам, и врагам. Начинали видеть в каждом такого же человека, как я сам, переживали чувство сострадания, старались помочь.

Жестокость превращает людей в зверей: надо убить противника, иначе он убьёт тебя. А сильнейшее средство — вино умиления — открывало воину: во мне нет звериной злобы, хотя, возможно, придётся отдать жизнь за свободу Родины. Но так определил Бог.

Это показывает, как глубоки люди. Казалось бы, они полностью потеряли человеческий образ — и вдруг видят его в себе.

Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука (6). Знамения от Бога часто встречаются в описании суровых войн. Вероятно, знамение давалось пророкам, находившимся в израильских войсках. Они провидели замыслы врага, способы сохранить людей.

На поле боя бывали участки, куда не следовало заходить. Там летели тучи стрел. И вдруг у воинов появлялось ощущение: это место надо обойти. Или Бог давал знамение через полководцев, показывал им верный путь одолеть противника, убежать от лица лука. Лук — самое совершенное оружие во времена Давида, сочетавшее прочность, лёгкость, дальность поражения врага.

Псалмопевец объясняет, для чего нужно знамение Божие: Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя (7). Ибо да будут избавлены возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь меня.

Десница — это правая рука, олицетворяющая силу Божию: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою, десница Твоя, Господи, сокрушила врага» (Исх. 15: 6).

Давид прозревает конечную цель жесточайшей брани: Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю (8). Через пророка Сам Господь заговорил во святем Своём. В каком святом? Воля Творца бывает выражена через  святого человека. Святым называют место, где народ молится. В псалме это не подчёркивается: глагол Божий являет Себя всюду, где хочет (Ин. 3: 8)

Бог говорит о Себе: возрадуюся. Цель победы — устроить жизнь народа как церкви. Господь будет всегда обитать там. Люди просили Его об этом.

Желание Божие начинает осуществляться: разделю Сикиму — Сихем, прежде принадлежавший патриарху Иакову, юдоль жилищ — долину для жилищ размерю. Господь показывает: жизнь народа строится постепенно, не сразу. У диких племён не было постоянного места жительства. А тут людям готовится благословенный град, там будет храм — святилище Божие.

Храм Господень является центром духовной и государственной жизни. И у нас, в России, было так же: возводился храм, возле него — жилые и хозяйственные постройки, потом возникали деревня, город или монастырь. Такую же последовательность мы видим в псалме.

Дальше Господь торжественно провозглашает, почему на пути Его Божественного строительства была такая жестокая сеча: Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем — крепость главы Моея, Иуда — царь Мой (9). Моав — коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася (10). В псалме перечисляются патриархи: Галаад, Манассий, Ефрем, Иуда. Все они — Божии. Давид провидит: на отвоёванных землях Христос будет проповедовать благодать их потомкам.

Ефрем считался выдающимся военачальником. В колене Ефремовом — его роде — все были воинами, людьми крепкими: крепость главы (головы) Моея. Защищали страну и святыни.

Жизнь израильтян определялась тем, к какому колену они принадлежат. От Иуды происходили цари: Иуда — царь Мой. Давид тоже был из его рода.

Великим постом в храме начинают читать: Сикиму, Галаад, Монассий, Ефрем. Ловишь слухом слова, а они ложатся на сердце. Псалмы — это молитвы, и в молитве открываются нам.

Дальше идёт очень интересное пророчество: Моав — коноб упования Моего. Моав и Бен-Амми — сыновья Лота, родившиеся от беззаконной связи с дочерями. После уничтожения Содома Лот скрывался в горах. Мужчин не было, и его дочери прибегли к хитрости: опоили отца вином, чтобы продолжить род через его семя (см. Быт. 19: 30—38).

Потомки Моава и Бен-Амми были отверженными, им запрещалось ходить в церковь: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки» (Втор. 23: 3). Но прошло много поколений — и пророк Давид открывает: Моав — коноб упования Моего: купель Моей надежды. Коноб — это сосуд для омовения.

На Идумею простру (поставлю) сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася (покорились). Входя в обетованную землю, израильтяне завоевали иноплеменников — и образовалось новое царство. Но был и другой результат у этих войн. Язычники видели среди израильтян явное присутствие Бога, приходили в страх и убеждались: с ними нельзя воевать.

Пророк Давид обращается к Творцу, задаёт Ему вопросы: Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? (11). Кто введёт меня в город ограждённый? Это сделает сила Божия. Цель Создателя — выстроить на горе Сион благословенный город, сделать вокруг ограждение, а за ним — воздвигнуть Иерусалимский храм. В нём были собраны святыни израильтян с древних времён.

В одном из псалмов Давид спрашивал: кто может взойти на святую гору? И отвечал: человек с неповинными руками и чистым сердцем, не имеющий злобы на брата (см. Пс. 23: 3—4). Пророческий дух и тут ставит похожий вопрос: кто может вселиться в город, устроенный и освящённый Богом? Как должен жить такой человек?

Или кто наставит мя (доведёт меня) до Идумеи? Вопрос к Богу возникает среди разрушительных событий, не имеющих смысла с обычной точки зрения. Но Давид понимает: всё совершается по определению Творца. И снова обращается к Нему: Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших? (12). Не Ты ли, Боже? Конечно, только Его благоволением можно было победить в войнах, воздвигнуть город, ограждение, храм и дойти до любых земель.

Господь не захотел дать израильтянам силы, превосходящие силы противника, словно отринул их: отринувый нас. Давид спрашивает Создателя: Ты не выйдешь сражаться с нашими силами? В Библии Бог ясно отвечает: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; и тогда воспламенится гнев Господа на вас»  (Втор. 11: 16—17).

Пророк Давид молится: Даждь (дай) нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческое (13). На скорбях Господь часто строит то, что будет стоять веками. Никто не мог бы подумать, к чему приведут скорби людей, не хотевших подчиниться Богу. А Он всё равно творил Свои дела — и они завершались.

Скорбь не отошла от нас, она нам всегда сопутствует. Давид просит помощи от неё.

Человек может собрать силы, волю и сам противостоять врагам — как бы в противовес Промыслу Божию. Но суетно — пусто, невозможно спасение человеческое. Господь так и обещал: скорби вернутся к вам, если пойдёте путём произвола вашего сердца, будете служить чужим богам, отвергать заповеди. Так и шла история: народ покорялся Богу, Его законам — и жизнь налаживалась. Царство Израильское становилось могущественным. Или теряло своё могущество. За грехи Господь предавал иудеев врагам, но после покаяния давал прощение.

О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам (14). Что это значит: о Бозе сотворим силу? Люди — избранные сосуды Божии. Мы получим силу от Господа — только при одном условии: если наше человеческое достоинство, внутреннее богатство, сердечное искание используем, чтобы творить Его волю. Тогда Он защитит людей от враждебных сил, которые окружают нас: уничижит стужающия (угрожающих) нам. В этом и состоит духовная брань. С Богом трудно, но когда Он с нами, никто не победит нас.

Этот псалом уникален, неповторим. Давид говорит от себя, а потом вдруг — от лица Бога. И сразу меняются язык, образы. Слова исходят из одного источника, а какие они разные!

Понять и прочувствовать этот гимн может тот, кто знает, как строится человеческая история. Она идёт сложными путями, редко обходится без войн. Короткая передышка — и опять вспыхивает вооружённый конфликт. Но Бог всегда промышляет о Своих людях, избавляет от бед тех, кто искренно верит Ему, следует Его заповедям. Он не уничижит, не отвергнет нас.

А человеческое спасение — суетно, все его потуги — пустые. Иногда может показаться, что и без помощи Создателя кто-то достигает успеха, но обман непременно открывается.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ