ЕСТЬ ЛИ В ПИЩЕ ГРЕХ?

Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание (не то, чтобы быть аки рыба безгласная, но вещание в меру). Потому что, по слову Василия Великого, всякую вещь украшает мера, то есть соразмерность, которая потребна будет более всего к предлежащему Великому посту.

Пример немцев и других иностранцев ввёл в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещённого древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и непослушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и непослушании правилам Церкви. Господь же во святом Евангелии глаголет: если кто не послушает Церкви, пусть будет тебе как язычник и мытарь (см. Мф 18: 17). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников?

Итак, если по милости Божией у тебя проявилось благожелание очиститься от внутренних пороков, то да будет тебе известно, что сей род не изгоняется ничем иным, как только усердною молитвою и постом, впрочем, постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсть суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь семя конопляное и ел его с квасом, и от такого крутого перехода так испортил свой желудок, что доктора в продолжение целого года не могли поправить его.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила. Но и опять повторю, что нужда мудрена.

Преподобный Амвросий Оптинский